ответ:Спор о монастырских владениях
1) Собор 1503 года
2) Точка зрения Нила Сорского по вопросу о землевладении
3) Точка зрения Иосифа Волоцкого по вопросу о землевладении
4) Идеология монашества Иосифа Волоцкого
5) Идеология монашества Нила Сорского
6) Итоги спора между иосифлянами и нестяжателями
В конце XV века на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым
активным из них было движение жидовствующих – ересь, отвергавшая церковную
иерархию, обряды, поклонение иконам как «руками человеческими сотворенным вещам»
и утверждавшая, что Христос – не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей.
Обстановка все более настоятельно требовала решительных действий от русской Церкви.
В 1503 году был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных
сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь.
Были осуждены плата за поставление в священники и безнравственная жизнь вдовых
священников, пьянство духовенства, в том числе и накануне совершения Божественной
Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об
отношении к монастырскому вотчинному землевладению. (Земельные владения у
монастырей стали появляться с самого зарождения монашеской жизни на Руси как
результат пожертвований со стороны знатных и высокопоставленных благотворителей.
Крестьяне, проживавшие на таких «монастырских» землях, получали снижение оброка,
духовное окормление со стороны монастыря, а также в случае голода, эпидемий
и других возможных бедствий.) На этом соборе активно выступили крупнейшие
церковные деятели того времени – игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен
Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
Точка зрения Иосифа была весьма радикальна: он призывал к крутым и жестоким мерам
по отношению к еретикам. Царям подобает еретиков и в заточение посылать, и казням
лютым предавать: «Грешника и еретика руками убита или молитвою едино есть». Нельзя
верить их покаянию: пожизненное отлучение от Церкви и заточение в темницу – вот
участь раскаявшегося еретика. Нил, наоборот, стоял за свободу духовной жизни и считал,
что с еретиками следует дискутировать и перевоспитывать их. Не раз его обитель давала
убежище гонимым еретикам, движимая, конечно, не сочувствием к их учениям, а
нежеланием участвовать в пролитии крови. Нил высказывался за отказ от репрессий в
отношении покаявшихся еретиков, и, по его мнению, они не должны были подлежать
наказаниям, так как судить людей вправе только Бог.
Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего
церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение
иночества от каких бы то ни было материальных забот. Появление на Руси еретиков и их
упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые «нестяжателями»,
объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но
причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным
хозяйством. Как сообщается в летописи: «нача старец Нил глаголати, чтобы у
монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием»,
т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы
монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками, в
случае нужды же испрашивали бы «милостыню от христолюбцев: нужная, а не
излишняя».
И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее – почти все
традиционное большинство. Среди последнего главным был голос наиболее
продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию «стяжательской»
стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на
соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и
русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил
опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что «благородные
человеки» перестанут принимать постриг, некого будет поставлять на различные
церковные должности и наступит «поколебание веры». Точка зрения Иосифа была
такова: обет отречения от стяжания каждый вступающий в нормальное общежитие берет
на себя и несет наряду с двумя другими – полным послушанием и полным целомудрием.
Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должен иметь
никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с
принципом «коллективного» монастырского стяжания. Но этот принцип можно отнести
только к полностью строгообщежительному монашеству, а не отшельническому, для
которого характерно ведение личного хозяйства. В предпочтении общежития
единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. Он
не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного но считал ее
стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного.
ответ:Спор о монастырских владениях
1) Собор 1503 года
2) Точка зрения Нила Сорского по вопросу о землевладении
3) Точка зрения Иосифа Волоцкого по вопросу о землевладении
4) Идеология монашества Иосифа Волоцкого
5) Идеология монашества Нила Сорского
6) Итоги спора между иосифлянами и нестяжателями
1) Собор 1503 года
В конце XV века на Руси оживились разнообразные еретические движения. Самым
активным из них было движение жидовствующих – ересь, отвергавшая церковную
иерархию, обряды, поклонение иконам как «руками человеческими сотворенным вещам»
и утверждавшая, что Христос – не Сын Божий, а такой же человек, как Моисей.
Обстановка все более настоятельно требовала решительных действий от русской Церкви.
В 1503 году был созван церковный собор, который бесстрашно коснулся всех больных
сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь.
Были осуждены плата за поставление в священники и безнравственная жизнь вдовых
священников, пьянство духовенства, в том числе и накануне совершения Божественной
Литургии, непорядки в монастырской жизни. Собор вплотную подошел к вопросу об
отношении к монастырскому вотчинному землевладению. (Земельные владения у
монастырей стали появляться с самого зарождения монашеской жизни на Руси как
результат пожертвований со стороны знатных и высокопоставленных благотворителей.
Крестьяне, проживавшие на таких «монастырских» землях, получали снижение оброка,
духовное окормление со стороны монастыря, а также в случае голода, эпидемий
и других возможных бедствий.) На этом соборе активно выступили крупнейшие
церковные деятели того времени – игумен Волоколамский Иосиф (Санин) и игумен
Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
Точка зрения Иосифа была весьма радикальна: он призывал к крутым и жестоким мерам
по отношению к еретикам. Царям подобает еретиков и в заточение посылать, и казням
лютым предавать: «Грешника и еретика руками убита или молитвою едино есть». Нельзя
верить их покаянию: пожизненное отлучение от Церкви и заточение в темницу – вот
участь раскаявшегося еретика. Нил, наоборот, стоял за свободу духовной жизни и считал,
что с еретиками следует дискутировать и перевоспитывать их. Не раз его обитель давала
убежище гонимым еретикам, движимая, конечно, не сочувствием к их учениям, а
нежеланием участвовать в пролитии крови. Нил высказывался за отказ от репрессий в
отношении покаявшихся еретиков, и, по его мнению, они не должны были подлежать
наказаниям, так как судить людей вправе только Бог.
2) Точка зрения Нила Сорского по вопросу о землевладении
Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего
церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение
иночества от каких бы то ни было материальных забот. Появление на Руси еретиков и их
упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые «нестяжателями»,
объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но
причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным
хозяйством. Как сообщается в летописи: «нача старец Нил глаголати, чтобы у
монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием»,
т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы
монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками, в
случае нужды же испрашивали бы «милостыню от христолюбцев: нужная, а не
излишняя».
3) Точка зрения Иосифа Волоцкого по вопросу о землевладении
И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее – почти все
традиционное большинство. Среди последнего главным был голос наиболее
продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию «стяжательской»
стороны Волоколамского игумена Иосифа. В защиту монастырского землевладения на
соборе он привел два основных аргумента: во-первых, обратил внимание на греческих и
русских святых, основавших первые монастыри, владевшие селами; а во-вторых, выразил
опасение, что отсутствие монастырских сел приведет к тому, что «благородные
человеки» перестанут принимать постриг, некого будет поставлять на различные
церковные должности и наступит «поколебание веры». Точка зрения Иосифа была
такова: обет отречения от стяжания каждый вступающий в нормальное общежитие берет
на себя и несет наряду с двумя другими – полным послушанием и полным целомудрием.
Этот принцип у Иосифа возведен в абсолют: инок категорически не должен иметь
никакой собственности. Но принцип личного нестяжания иноков у Иосифа сочетался с
принципом «коллективного» монастырского стяжания. Но этот принцип можно отнести
только к полностью строгообщежительному монашеству, а не отшельническому, для
которого характерно ведение личного хозяйства. В предпочтении общежития
единолично-пустынническому подвигу вся сущность богословской системы Иосифа. Он
не отрицал, конечно, пустынножительской задачи личного но считал ее
стоящей ниже о сравнению с идеальной нормой устава общежительного.