Правоприемница Римской империи и Империи Карла Великого. Этим статусом претендовала на доминирование во всей Европе (на востоке Византийский император, а на западе Римский). Не являлась абсолютной монархией, т. к. власть императора была сильно ограничена имперскими князьями ( в СРИ был такой строй, где титул императора не передавался по наследству, а доставался в ходе съезда курфюрстов (имперских князей которые выбирали императора, обычно их было 7). По форме гос. образования СРИ являлась конгломератом почти не зависимых государств (в состав империи входили несколько королевств, княжества, графства, герцогства и вольные города) которые имели рычаги к собственному самоуправлению, опять же, центральная власть в лице императора была зависима от знати, которая его избирала а не он её. Всю свою историю враждовала с Папой Римским. Император имел власть (де юре) светскую а Папа духовную. Но иногда и тот и другой выходили за рамки и между ними происходили конфликты. С XII в. стал доминировать Папа, тем что отлучал неугодных ему Императоров от церкви (а это тогда было худшим наказанием для властителя, ибо на него могли ополчиться истовые ревнители веры в лице соседних правителей). Так же с XII в. не имела права присоединять к себе новые территории Папе) и началось её угасание а за ним конец. Особенно интересно, что после Реформации в рамках одного гос-ва сосуществовали как католические так и протестантиские субъекты.
Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.