В 1920-30-х гг. в истории Казахстана произошел процесс массового форсированного оседания казахов-кочевников, слома их историко-цивилизационной формации. Номадический производства складывался в ареале Великой Степи на протяжении нескольких тысячелетий, корни этого процесса уходят в эпоху бронзы.
Общеизвестно, что ряд философов, культурологов и геополитиков выделяют среду обитания этноса как базовое понятие, формирующее экономико-технологическую основу этноса, которая в дальнейшем определяет его политико-экономическое, социальное и культурное развитие. Так, например, понятия «месторазвитие этноса» Л.Н. Гумилева (1), или «географический индивидуум или ландшафт» П.Н. Савицкого рассматривают этнос как единство территории и социально-политической среды» (2).
Единство двух факторов: объективного (природно-географического, технологического начал) и субъективного (общественные формы сознания - культура, государство, религия) обобщаются в понятии «психосоциокультурная матрица» (3). Именно она формирует образ жизни, базовые миро-ориентации и ценности этноса и составляющих его индивидов.
Жизнь сообщества кочевников всецело зависела от природы (экосистемы), ее изменений и законов. В социальном же плане условием выживания и развития номадов было их объединение на основе естественного родоплеменного принципа. В итоге все хозяйство и социальная родоплеменная структура кочевников определялись и регулировались, в конечном счете, экосистемой и традиционными естественно-историческими факторами родства. Таким образом, сама психосоциокультурная матрица номадов формировалась природой, экосистемой, окружающей средой и, в конечном итоге, космосом, ходом Солнца, Луны, Юпитера, Венеры.
Иное дело оседлая, земледельческая и тем более промышленная цивилизации, относительно самостоятельные от естественных (природных) факторов. Здесь в основе структуры общества лежит классовое промышленное разделение общественного труда и технологические факторы преобразования природы, извлечения и распределения материальных ценностей через государство и капиталиста (хозяина фабрики или завода). Поэтому, если в период колонизации начался процесс ломки традиционного хозяйства и мироуклада казахов, то форсированное насильственное оседание казахов в 192030-е гг. привело к окончательному краху всего образа жизни, культуры и мировоззрения казахов, живших как часть космической экосистемы. Теперь они должны стать частью искусственной городской технократической структуры.
В 1920-30-х гг. в истории Казахстана произошел процесс массового форсированного оседания казахов-кочевников, слома их историко-цивилизационной формации. Номадический производства складывался в ареале Великой Степи на протяжении нескольких тысячелетий, корни этого процесса уходят в эпоху бронзы.
Общеизвестно, что ряд философов, культурологов и геополитиков выделяют среду обитания этноса как базовое понятие, формирующее экономико-технологическую основу этноса, которая в дальнейшем определяет его политико-экономическое, социальное и культурное развитие. Так, например, понятия «месторазвитие этноса» Л.Н. Гумилева (1), или «географический индивидуум или ландшафт» П.Н. Савицкого рассматривают этнос как единство территории и социально-политической среды» (2).
Единство двух факторов: объективного (природно-географического, технологического начал) и субъективного (общественные формы сознания - культура, государство, религия) обобщаются в понятии «психосоциокультурная матрица» (3). Именно она формирует образ жизни, базовые миро-ориентации и ценности этноса и составляющих его индивидов.
Жизнь сообщества кочевников всецело зависела от природы (экосистемы), ее изменений и законов. В социальном же плане условием выживания и развития номадов было их объединение на основе естественного родоплеменного принципа. В итоге все хозяйство и социальная родоплеменная структура кочевников определялись и регулировались, в конечном счете, экосистемой и традиционными естественно-историческими факторами родства. Таким образом, сама психосоциокультурная матрица номадов формировалась природой, экосистемой, окружающей средой и, в конечном итоге, космосом, ходом Солнца, Луны, Юпитера, Венеры.
Иное дело оседлая, земледельческая и тем более промышленная цивилизации, относительно самостоятельные от естественных (природных) факторов. Здесь в основе структуры общества лежит классовое промышленное разделение общественного труда и технологические факторы преобразования природы, извлечения и распределения материальных ценностей через государство и капиталиста (хозяина фабрики или завода). Поэтому, если в период колонизации начался процесс ломки традиционного хозяйства и мироуклада казахов, то форсированное насильственное оседание казахов в 192030-е гг. привело к окончательному краху всего образа жизни, культуры и мировоззрения казахов, живших как часть космической экосистемы. Теперь они должны стать частью искусственной городской технократической структуры.