Из сочинения историка В.О. Ключевского. «В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться [выборные со всех концов Русской земли. Это был первый спорно всесословный земский собор с участием посадские даже сельских обывателей. На соборе первым делом решили среди иноземцев ново¬го царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось не Одни предлагали одного, другие — другого, пере¬бирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями. Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: КНЯЗЬЯ Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф. Романов. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставлен-ником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лаге¬ре второго. Сам по себе Михаил, мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выве¬дать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть госу¬дарем М.Ф. Романову. 21 февраля 1613 года окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и; во всех мнениях значилось одно имя — Михаила Федо¬ровича».
С1. К какому периоду российской истории относятся опи¬санные в документе события? С какой целью был со¬зван Земский собор? Почему историк называет его все¬сословным? Укажите всего не менее трех положений.
С2. Используя знания по истории и текст документа, ука¬жите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трех положе¬ний.
СЗ. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения?
созданию условий для понимания неравного положения переселенцев и рабов по отношению к гражданам; нравственного осуждения отношения афинян к рабству.
3). Формировать умения устанавливать продолжительность и хронологическую последовательность изучаемых событий, находить необходимую информацию в тексте учебника, через участие в ролевой игре формировать умения выделять главное, обобщать и делать выводы, соотносить себя с конкретной исторической эпохой.
1)название общества, основатель: Союз Муравьев.
2)название программы: Устав.
а)автор: написано Пестелем, Трубецким, Долгоруким
б)основные положения: структура союза представляла собой Верховный собор, который состоял из бояр, собиравшихся тайно.
в)цели: уничтожение крепостного права, замена самодержавия на конституционную монархию, добиваться целей мирным путем, обличить социальное зло и пороки народа.
3)участники: всего 30 участников, включая Пестеля, Трубецкого, Муравьевых-Апостолов, Долгорукого.
1)название общества, основатель: Союз Благоденствия.
2)название программы: Зеленая книга
а)автор: А. Чернышов
б)основные положения: распространение истинных правил нравственность, оказание правительству, смягчение участи крепостных, широкое распространение либеральных и гуманистических идей.
в)цели: ввести конституцию, равенство граждан перед законом, уничтожить крепостное право и военные поселения.
3)участники: 200 человек
1)название общества, основатель: Северное общество, Муравьев.
2)название программы: Конституция
а)автор: Муравьев
б)основные положения: установление республики и внедрение гражданских прав.
в)цели: ввести конституционную монархию, образовать федерацию из 15 держав, внедрить разделение властей, создать двухпалатное Народное вече, учредить местное самоуправление, отменить крепостное право, освободить крестьян от 2 десятин, внедрить равенство всех перед законом, ввести свободу слова, печати и вероисповеданий.
3)участники: Муравьев, Тургеньев, Лунин, Трубецкой + радикальное крыло с Рылеевым, Обелинским, Пущиным, Бестужевым.
1)название общества, основатель: Южное общество, Пестель
2)название программы: Русская правда
а)автор: Пестель
б)основные положения: республиканцы.
в)цели: объединить силы с Северным обществом, установить республику, Учредительное собрание, провести востание, выступить против царизма, отмена крепостного права, разделение земли на частную и общественную, уничтожить сословия, провозгласить гражданские свободы.
3)участники: Пестель, Юшневский, Барятинский, Поджио, Вольф, Муравьевы-Апостолы