Из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588) Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить,
не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и
в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом,
вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.
Вопросы к документу: 1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход?
4. Жители одной общины
6. Первое прирученное животное
7. Одна из причин низкой численности населения.
12. Сбор растений
14. Самое крупное животное, на которых охотились первобытные люди
18. Эпоха, при которой континенты уже были почти на том же месте, что и сейчас.
19. Новый каменный век.
22. Наука изучающая древний быт
24. Ковер из сушеных трав
По вертикали
1. Орудие охоты
2. Вера во что-либо
3. Ранние представители современного человека в европе и отчасти за её пределами, жившие 40—12 тысяч лет назад.
5. Добыча пищи на воде
8. Место жительства первобытного человека
9. Материк, где, по предположениям ученых, жили жревнейшие люди
10. Пещера, гда впервые были найдены рисунки первобытных людей
11. Человек прямоходящий.
12. Разведение скота В домашних условиях
13. Группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари.
15. Обращение к богу
16. Родовое сообщество
17. Использовании земли для выращивания растений
20. Глава общины
21. На смену родовой общине пришла община
23. Одна из эпох кайнозойской эры, с которой совпадает палеолит.
В 1625 году совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею.
В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету.
В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.
С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лены, где занимался скупкой пушнины[2].
В 1639 году открыл соляные источники в устье реки Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области.
В 1641 году возле устья реки КиренгиХабаровым была построена мельница. Спустя непродолжительное время он начал испытывать давление воеводы Петра Головина, который требовал увеличения объёма урожая, который Хабаров отдавал ему по уговору. Позже Головин забрал всё имущество Хабарова и посадил его в Якутский острог, из которого тот вышел только в 1645 году[2].
Даурские походы
В 1648 году на смену Петру Головину пришёл воевода Дмитрий Францбеков. Хабаров обратился к нему с о направлении в Даурскую землю. Францбеков ответил согласием, распорядившись отправить отряд казаков под командованием Хабарова, выдав военное снаряжение и оружие в долг, а также выдал участникам похода деньги под проценты[2].
В 1649 году Хабаров с отрядом в 70 человек[6] отправился из Якутского острога вверх по Лене и Олёкме и далее по Амуру, от впадения в него реки Урки до даурского городка Албазино. Весной 1650 года Хабаров вернулся в Якутск с отчётом и за подмогой. Осенью 1650 года, взяв Албазино, продолжил сплав по Амуру. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота[7]. Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства[2]. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья. Так, в августе 1651 года, казаки Хабарова подошли к устью реки Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который 24 марта напал большой маньчжурскийотряд численностью до 2000 конных с 6 пушками, Хабаров двинулся вверх по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно. Выше устья Сунгари в июне 1652 года Хабаров встретил на Амуре русскую вс партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, отступил на запад[2][8].
В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вс отрядом[2]. Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшую разведку во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился.
Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошёл раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Поляковапоплыли назад. Они явились в землю гиляков, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтовщиками и поплыл вслед за ними, появившись 30 сентября того же года у выстроенного теми острога. Хабаров приказал строить зимовье в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велел построить роскаты для пушек и начать стрелять по крепости. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Полякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда бунтовщики увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять». Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа», а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много»[9] 7 февраля 1653 года захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжён «кузнецам на уголье и на дрова»[2].