Исторические источники. Ввиду отсутствия у казахов широкого распространения письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические поэмы, рассказы. Рассказчиками, как правило, были бии и шешены(мастера слова), глубоко почитавшиеся в традиционном обществе. Исторические рассказы, так же, как и стихотворение произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На крупных мероприятиях (тои, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями, сопровождавшимися мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и изучать эти рассказы. Польский ссыльный Б.Заллеский отмечал: «Казахи красноречивы, и сами они считают это признаком хорошего воспитания или благородного происхождения». Известный российский учёный Б.Куфтин также написал: «В разговоре киргиз-кайсаки являются прирожденными ораторами». До наших дней дошли известные рассказы и изречения Казыбека, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII в.-борьба казахского народа против джунгарского нашествия, война с волжскими калмыками.
ответ: Читай
Арабшах (1388-1450 гг.) - арабский историк и литератор. В его труде «Аджаиб аль-Макдур фи науаиб ахбар Тимир» («Ошеломительные последствия, нанесенные нашествием Тимура») содержится ряд ценных сведений по истории Казахстана
Абулгази (1603-1663 гг.) - хивинский хан, историк. В его трудах «Ше- жире-и тюрк» («Тюркская летопись» - «Дословное древо тюрков)» и «Шежи- ре-и тарахима» («Туркменская летопись») имеются ценные сведения об истории казахов.
Гумилев Лев Николаевич (1912- 1992 гг.) - русский ученый-востоковед, академик. В своем знаменитом научном труде «Древние тюрки» научно доказал, что тюрки внесли значительный вклад в развитие мировой общечеловеческой цивилизации.
Жалаири Кадыргали Косымулы (1530-1605 гг.) - казахский ученый- историк, литератор, известный бий. Его книга «Сборник летописей», написанная на староказахском языке, является уникальным историческим трудом об истории Казахстана XV-XVII веков. В ней также много сведений по казахской истории XIII-XIV веков.
Жамал Карши (1230-1315 гг.) - ученый, историк, писатель. Родился и создавал свои научные труды в Жетысу. В его труде «Мулхасат ас-Сурах» («Дополнение к ас-Сураху») подробно описываются города, их история, архитектурное строительство, политическая жизнь, хозяйство и культура Южного Казахстана и Жетысу.
Жахиз (жил в IX веке) - арабский историк, литератор. Его труд «Манакиб аль-атрак» («Подобающие достоинства тюрков») является важным источником для истории тюркоязычных наро- дов.
Идриси (аль-Идриси) (1100-1165 гг.) - знаменитый арабский ученый- географ, путешественник. В его труде «Нузхат аль-муштак фихтирах аль- пфах» («Поднятие настроения человека, утомленного изнурительным путешествием по свету») содержится много сведений из истории средневековых тюркских племен - огузов, карлуков, I си маков и др.
Истахри (аль-Истахри) (850-934 гг.) - арабский географ, путешественник. В его труде «Китаб масалик аль- мамалик» («Путеводная книга для странствующих в другие государства») имеются ценные сведения о Туркестанском крае, о тюркских племенах хазар, булгар и др.
Карпини Джованни ди Плано (I 182 — 1252 гг.) - итальянский путешественник, монах, посол Папы Римского Иннокентия IV к монгольскому ха ну Гуюку. Выехав в 1245 году из Лиона (Франция), он добрался до ставки монгольского хана, проехав через Киев, Поволжье, Хорезм, Жетысу, Tap- tin гатай. В 1246 году он участвовал в торжественной церемонии возведения м ханство Гуюка. Встречался с монгольским ханом Вату (Батыем). В 1247 году вернулся на родину. Оставил описание своего путешествия на латинском языке под названием «История монголов», написанное в виде путевых заметок. В этой книге он сообщает сведения о стране монголов, об обычаях и традициях разных народов, о войнах монголов в Азии и Европе, о тюркских племенах: команах-кыпчаках, канлы.
территорий расселения, торговых отношений, духовной культуры.
Марко Поло (1254-1324 гг.) - итальянский купец, путешественник. Выехав в 1271 году из Венеции, он добрался до Пекина, проехав через Палестину, Малую Азию, Иран, Ирак, горный Памир и Южную Азию. Путешествие заняло целых три года. Он прожил в Китае 17 лет, находясь на службе у монгольского хана Хубилая. На родину Марко Поло вернулся лишь в 1295 году. Марко Поло является первым из европейских путешественников, посетившим в средние века и описавшим города Китая, Центральной и Передней Азии, а также Казахстана. В его трудах содержится множество сведений об обычаях и традициях, культуре и быте многих народов.
Масуди (аль-Масуди) (жил в X-XI веках) - арабский путешественник, историк. Его труд «Китаб ат-танбих уаль-шираф» («Книга назиданий и пересмотренных взглядов») включает в себя ценные сведения о тюркоязычных племенах - кимаках, огузах, карлу- ках и др.
Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.) - персидский историк, государственный деятель. В его труде «Жами ат-тауа- рих» («Сборник летописей») подробно излагается история монголов, Чингисхана, образованной им Монгольской империи.
Фадлан (1 половина X века) - арабский путешественник, писатель. В 921-922 годах он совершил путешествие от Багдада до Волжской Булгарин. В написанном об этом путешествии труде «Рисала» («Записки») со
держится много ценных географических и этнографических сведений о кочевых тюркских племенах.
Хаукаль (жил в X веке) - арабский путешественник. В его труде «Китаб аль-масалик уал-мамалик» («Книга о путях и царствах») имеются ценнейшие сведения об истории Казахстана раннего средневековья.
Хордарбек (820-912/13 гг.) - арабский географ, историк. Его труд «Китаб аль-масалик уал-мамалик» («Книга о путях и царствах») включает в себя ряд важных сведений о местах расселения тюркоязычных племен кыпчаков, кимаков, огузов и других на территории Казахстана и Средней Азии.
Объяснение:
Объяснение:
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.
В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк
М. Н. Погодин в 1841 году, т. е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".
И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности» .
Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Во всех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множество поэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов все же признают Петра великим историческим деятелем.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А. С. Пушкин
Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность.
Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто- нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и его деятельности в истории государства Российского. Ну а объективность в оценках событий того времени есть не что иное, как многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века.
вроде все:)