первым исследователем таинственной страны индии стал купец из твери афанасий никитин. в 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по волге. в устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. он отправился в дербент, затем в баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. купец оказался в персидском заливе, откуда по морю отплыл в индию. он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.
афанасий никитин в индии
индия поразила никитина. свои впечатления он записывал в дневник. удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. записи купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения индии, о ее растениях и животных. вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. и если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. а рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». возможно, никитин познакомился с индийским эпосом «рамаяна», один из персонажей которого — царь обезьян.
европейские купцы с давних времен посещали индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. для россии, прекрасно знавшей персию, ближний восток и страны закавказья, индия долго оставалась загадкой.
никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. он вернулся в россию и свои записи, названные «хождение за три моря». в так называемой львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «смоленска не дойдя, умер. а писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради гости (купцы) к мамыреву василию, дьяку великого князя».
путевые записки никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой индии для людей. тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… перец и краска дешевы. но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. а пошлины высокие, и на море разбойников много». скорее всего, никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы россии в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. оттуда вывозилась пушнина, которую у с удовольствием покупали в странах западной европы.
путешествие афанасия никитина в индию
путешествие афанасия никитина в индию
первым исследователем таинственной страны индии стал купец из твери афанасий никитин. в 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по волге. в устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. он отправился в дербент, затем в баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. купец оказался в персидском заливе, откуда по морю отплыл в индию. он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.
афанасий никитин в индии
индия поразила никитина. свои впечатления он записывал в дневник. удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. записи купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения индии, о ее растениях и животных. вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. и если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. а рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». возможно, никитин познакомился с индийским эпосом «рамаяна», один из персонажей которого — царь обезьян.
европейские купцы с давних времен посещали индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. для россии, прекрасно знавшей персию, ближний восток и страны закавказья, индия долго оставалась загадкой.
никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. он вернулся в россию и свои записи, названные «хождение за три моря». в так называемой львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «смоленска не дойдя, умер. а писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради гости (купцы) к мамыреву василию, дьяку великого князя».
путевые записки никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой индии для людей. тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… перец и краска дешевы. но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. а пошлины высокие, и на море разбойников много». скорее всего, никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы россии в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. оттуда вывозилась пушнина, которую у с удовольствием покупали в странах западной европы.