Искусство XIX в. В поисках новой картины мира Формирование промышленной цивилизации оказало огромное влияние на
европейское искусство. Как никогда раньше, оно находилось в тесной связи с
общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В
условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и
достижения культуры быстро распространялись по всему миру.
Живопись – это художественное отражение на полотне, дереве, бумаге, стене
внешнего и внутреннего мира человека, природы, реальных или
воображаемых образов и событий. Художники XIX века принадлежали к
различным течениям, они оставили после себя бессмертные творения,
передающие взаимоотношения человека и общества, неповторимую красоту
природы, бытовые и исторические сцены, портреты современников,
мифологические мотивы и т.д.
Выдающимся явлением в мировой культуре стала французская живопись,
славу которой принесли Э. Делакруа, О. Домье, Г. Курбе, Ж.-Ф. Миле.
Ключевой фигурой европейского романтизма был знаменитый французский
художник Эжен Делакруа (1798—1863 гг.). В своем творчестве он ставил
превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и
всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830
г.) Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины
Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он
заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный
романтик мог дать волю своей фантазии и воображению. Его методы -
выразительность и одухотворенность образов, динамичная композиция,
насыщенный колорит, экспрессивность - оказали влияние на последующие
поколения художников. Часть полотен Делакруа посвятил отражению
событий французской революции. Его батальные сцены отражают
определенные срезы национальной истории. Отдельные идеи для своего
искусства Делакруа находил в творчестве Шекспира, Гёте, Байрона, Скотта.
Самые известные полотна Делакруа - "Данте и Вергилий", "Свобода на
баррикадах" («Свобода, ведущая народ »), "Битва при Пуатье ". Талант этого
художника был разносторонним. Он создавал психологические портреты,
оригинальные пейзажи, натюрморты, расписывал дворцы, галереи и церкви.
Творчество художника принадлежит к вершинам мирового искусства XIX
столетия.
В это время идет борьба между двумя основными направлениями
романтиками и реалистами. Другим путём пошли художники, которых
относят к Барбизонской школе. В отличие от официально признанных
художников, часть живописцев Франции призвала выйти из мастерских и
сблизиться с природой, которая единственная обладает несравненным
богатством света и цвета. Такие художники переехали из Парижа в деревню
Барбизон, расположенную в лесу. Они тонко чувствовали природу и мастерски передавали ЕЕ реальные образы. выбрать самое главное
Наприкінці XIX століття київським археологом Вікентієм Хвойкою біля села Трипілля, що на Київщині було досліджено нове поселення. Він відкрив археологічну культуру, яка від місця першого її виявлення отримала назву трипільської. Зразки матеріальної і духовної культури, аналогічні тим, які були знайдені Хвойкою, були пізніше знайдені у багатьох місцях Правобережної України. Їхній аналіз привів археологів до думки про те, що вони не мають відношення ані до часів Київської Русі, ані до більш пізніх історичних періодів нашої історії, а є самостійним утворенням. Наприклад, слово «зять» походить від слова «взять». Це означає, що якщо сьогодні хлопець обирає собі наречену і бере її собі за дружину, то в ті часи було звичайним явищем, коли дівчина або її батьки, обирала собі нареченого і брала його за чоловіка.
Трипільці оздоблювали свій одяг, взуття і головні убори прикрасами із міді, каменю, бурштину та скла. Обов’язковим елементом були амулети.