Дантон Жорж Жак (1759—1794), один из лидеров Великой французской революции. Родился 28 октября 1759 г. в Арси-сюр-Об. Был четвёртым сыном в семье провинциального прокурора. Учился в семинарии, коллеже в Труа (1772—1780 гг.). Как и многие молодые люди, закончив образование, отправился в Париж. Здесь служил прокурора и сумел накопить денег для покупки в 1787 г. должности адвоката. Своими яркими выступлениями в судебных палатах парижского парламента Дантон быстро приобрёл известность благодаря редкому ораторскому таланту. К началу революции Дантона уже знали как убеждённого либерала и республиканца. 14 июля 1789 г. он призывал парижан к оружию. Обладая всеми качествами народного трибуна, быстро стал одним из революционных вождей и был избран председателем радикального клуба кордельеров, являясь одновременно членом Якобинского клуба.
2- литературный герой
герой драмы Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835). Исторический прототип — деятель Великой французской революции Жорж Жак Д. (1759-1794), один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию Бурбонов. Образ Д. создан Бюхнером на основании изучения документальных материалов, однако герой драмы отличается от исторического прототипа: он прежде всего жертва, человек, который попал под колеса истории. Гедонизм Д., его ерничество и эпикурейство призваны скрыть обреченность. Он знает, что «ввязался в Историю», а она беспощадна. Для Д. и его соратников революция — жестокая игра неведомых сил с людьми, а для его оппонента Робеспьера — миссия, поэтому Д. и Робеспьер никогда не поймут друг друга и неизбежно второй отправит на гильотину первого. Романтическая притча, использованная в пересказе Тика, проясняет отношения Д. к жизни, к революции, к истории, к своему деянию, к своей судьбе: «…вечно смеются бессмертные боги, и вечно умирают рабы, и вечно наслаждаются боги переливами их предсмертных судорог…» Такова квинтэссенция жизненной философии Д. У Бюхнера он погибает под ножом гильотины волею судьбы, игрушкой в руках которой является. Потому-то Д. не стремится оправдаться, когда понимает, что приговорен, он ожидал такого исхода с самого начала, и гибель в 35 лет не представляется ему чем-то из ряда вон выходящим. Робеспьер считает, что Д. обречен погибнуть и должен быть казнен по законам революции, а Д. убежден, что умирает куклой в руках Истории, как «марионетка, подвешенная на веревках неведомых сил».
1- реальный человек
Дантон Жорж Жак (1759—1794), один из лидеров Великой французской революции. Родился 28 октября 1759 г. в Арси-сюр-Об. Был четвёртым сыном в семье провинциального прокурора. Учился в семинарии, коллеже в Труа (1772—1780 гг.). Как и многие молодые люди, закончив образование, отправился в Париж. Здесь служил прокурора и сумел накопить денег для покупки в 1787 г. должности адвоката. Своими яркими выступлениями в судебных палатах парижского парламента Дантон быстро приобрёл известность благодаря редкому ораторскому таланту. К началу революции Дантона уже знали как убеждённого либерала и республиканца. 14 июля 1789 г. он призывал парижан к оружию. Обладая всеми качествами народного трибуна, быстро стал одним из революционных вождей и был избран председателем радикального клуба кордельеров, являясь одновременно членом Якобинского клуба.
2- литературный герой
герой драмы Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835). Исторический прототип — деятель Великой французской революции Жорж Жак Д. (1759-1794), один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию Бурбонов. Образ Д. создан Бюхнером на основании изучения документальных материалов, однако герой драмы отличается от исторического прототипа: он прежде всего жертва, человек, который попал под колеса истории. Гедонизм Д., его ерничество и эпикурейство призваны скрыть обреченность. Он знает, что «ввязался в Историю», а она беспощадна. Для Д. и его соратников революция — жестокая игра неведомых сил с людьми, а для его оппонента Робеспьера — миссия, поэтому Д. и Робеспьер никогда не поймут друг друга и неизбежно второй отправит на гильотину первого. Романтическая притча, использованная в пересказе Тика, проясняет отношения Д. к жизни, к революции, к истории, к своему деянию, к своей судьбе: «…вечно смеются бессмертные боги, и вечно умирают рабы, и вечно наслаждаются боги переливами их предсмертных судорог…» Такова квинтэссенция жизненной философии Д. У Бюхнера он погибает под ножом гильотины волею судьбы, игрушкой в руках которой является. Потому-то Д. не стремится оправдаться, когда понимает, что приговорен, он ожидал такого исхода с самого начала, и гибель в 35 лет не представляется ему чем-то из ряда вон выходящим. Робеспьер считает, что Д. обречен погибнуть и должен быть казнен по законам революции, а Д. убежден, что умирает куклой в руках Истории, как «марионетка, подвешенная на веревках неведомых сил».