Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми во внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.
Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.
Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения — такой порядок назывался системой кормления.
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми во внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.
Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства. Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры.
Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти — наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения — такой порядок назывался системой кормления.
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу — великого князя.