Предки современных индейцев пришли на американский материк из азии через берингов пролив около 25-30 тыс. лет назад. ближайшими родственниками американских индейцев на континенте евразия являются палеоазиатские народы, в частности чукчи. большая часть населявших америку народов находилась на стадии первобытнообщинного строя. первые государства возникли в центральной и южной америке. их центры располагались на территории современной мексики и перу. здесь выращивали неизвестные европейцам растения - кукурузу, картофель, подсолнечник, томаты, какао, табак. жители большей части материка не умели приручать животных. лишь на севере были собаки, а на юге - ламы. из птиц разводили индюков и уток. лошади в америке не водились.
Вне всякого сомнения положение россии — отсутствие естественных границ на просторах восточно-европейской равнины — обусловило широту пространств этого государства. также нет сомнений, что в xvii столетии россия являлась величайшей в мире по своей территории страной. это по своей сути обстоятельство определило характер российского абсолютизма. н. а. бердяев в статье «о власти пространств над душой» (сборник «судьба россии») писал: «государственное рвладевание необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил. всегда было слабо у сознание личных прав и не развита была самостоятельность классов и групп». по мысли бердяева огромные пространства легко давались народу, но больших сил и жертв стоила организация этих пространств в единое государство. философ метафорически заключает, что « душа ушиблена ширью», она под гипнозом безграничности полей и государства. это проявилось в уходе духовной энергии россиян внутрь, в созерцание, и в отсутствии у искусства форм, и в «отступательной» тактике в войнах, когда ратные люди уповали на то, что мать-земля их сама собой спасет, утопив в своей безмерности неприятелей, и в слабо выраженной самодеятельности и активности человека. таким образом, мы видим, что пространство из фактора переходит в психологию, превращаясь из чисто внешнего фактора в судьбу народа. россия xvii века дает нам примеры этого.