- Ежелгі дәуірдегі және ерте орта ғасырларда өмір сүрген мемлекеттердің тізімін жасаңыз. - Еenni дәуірде алғашқы мемлекеттер неліктен ыдырады? Кандай өзгерістерді байқадыңыз?
Основополагающие причины национально-освободительного движения казахского народа. Это - защита своих земель от иноземных захватчиков и борьба за независимость и свободу. Если по первой причине шли войны с Россией, Китаем, Бухарой, Хивой и джунгарами калмыками, то по второй - борьба шла против порабощения российским царизмом, а впоследствии - с деспотизмом "красной" империи. Историки Казахстана до сего времени национально-освободительное движение рассматривали каждое в отдельности, разрозненно. Может быть, такой подход оправдан для того, чтобы проанализировать их неповторимые особенности, раскрыть своеобразную природу. Однако в действительности рассматриваемые восстания Исатая и Махамбета (1836-1837 гг.), Кенесары (1837-1847 гг.), Жан- гожы (1856-1857 гг.), Есета (1855-1858 гг.), имевшие место в Атырау, Сары-арке,Сырдарье, берут начало в одном месте, затем продолжаются в других регионах и таким образом имеют всеохватывающий характер и преемственность. Нельзя забывать и то, что эти восстания имеют всеобщую незримую связывающую их в общий поток нить. С другой стороны, народно-освободительное движение казахского народа созвучно с освободительной борьбой в Алжире, Польше, Китае, Индии тех времен. Несомненно, народно-освобо- дительное движение в Казахстане является составной частью мирового народно-освободительного движения, борьбы против мировой колониальной системы.В исследованиях, увидевших свет в последние годы, чувствуется стремление проанализировать ступени, периоды и достижения национально-освободительного движения казахского народа во времена владычества России, а затем и советской империи. Например, академик М.Козыбаев этот временной пласт предлагает разделить на семь периодов. Конечно, это суждение нельзя принять безоговорочно, в нем есть спорные моменты, кстати, об этом говорит и сам автор. Но для грядущих исследователей этой проблемы данная классификация, бесспорно, имеет немало позитивного и может служить отправной и опорной точкой.После освещения вышеназванных проблем, имеющих методологическое значение, можно перейти непосредственно к самой истории народно-освободительного движения.
Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто. Папа Григорий IX не принял объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.
Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, герцог Пьер Бретонский, Амори Монфорский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнуоллскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королём был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые походы, и заявляли, что Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принял Людовик IXФранцузский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, граф Вильгельм Фландрский, герцог Пьер Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.
Основополагающие причины национально-освободительного движения казахского народа. Это - защита своих земель от иноземных захватчиков и борьба за независимость и свободу. Если по первой причине шли войны с Россией, Китаем, Бухарой, Хивой и джунгарами калмыками, то по второй - борьба шла против порабощения российским царизмом, а впоследствии - с деспотизмом "красной" империи. Историки Казахстана до сего времени национально-освободительное движение рассматривали каждое в отдельности, разрозненно. Может быть, такой подход оправдан для того, чтобы проанализировать их неповторимые особенности, раскрыть своеобразную природу. Однако в действительности рассматриваемые восстания Исатая и Махамбета (1836-1837 гг.), Кенесары (1837-1847 гг.), Жан- гожы (1856-1857 гг.), Есета (1855-1858 гг.), имевшие место в Атырау, Сары-арке,Сырдарье, берут начало в одном месте, затем продолжаются в других регионах и таким образом имеют всеохватывающий характер и преемственность. Нельзя забывать и то, что эти восстания имеют всеобщую незримую связывающую их в общий поток нить. С другой стороны, народно-освободительное движение казахского народа созвучно с освободительной борьбой в Алжире, Польше, Китае, Индии тех времен. Несомненно, народно-освобо- дительное движение в Казахстане является составной частью мирового народно-освободительного движения, борьбы против мировой колониальной системы.В исследованиях, увидевших свет в последние годы, чувствуется стремление проанализировать ступени, периоды и достижения национально-освободительного движения казахского народа во времена владычества России, а затем и советской империи. Например, академик М.Козыбаев этот временной пласт предлагает разделить на семь периодов. Конечно, это суждение нельзя принять безоговорочно, в нем есть спорные моменты, кстати, об этом говорит и сам автор. Но для грядущих исследователей этой проблемы данная классификация, бесспорно, имеет немало позитивного и может служить отправной и опорной точкой.После освещения вышеназванных проблем, имеющих методологическое значение, можно перейти непосредственно к самой истории народно-освободительного движения.
Фридрих в августе 1227 года действительно отправил в Сирию флот с герцогом Генрихом Лимбургским во главе; в сентябре он отплыл и сам, но должен был вскоре вернуться на берег, вследствие серьёзной болезни. Принявший участие в этом крестовом походе ландграф Людвиг Тюрингенский умер почти тотчас после высадки в Отранто. Папа Григорий IX не принял объяснений Фридриха и произнес над ним отлучение за то, что он не исполнил в назначенный срок своего обета. Началась крайне вредная для интересов Святой земли борьба между императором и папой. В июне 1228 года Фридрих наконец отплыл в Сирию (6-й крестовый поход), но это не примирило с ним папу: Григорий говорил, что Фридрих (все ещё отлученный) едет в Святую землю не как крестоносец, а как пират. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Иоппии и в феврале 1229 года заключил договор с Алькамилом: султан уступил ему Иерусалим, Вифлеем, Назарет и некоторые другие места, за что император обязался Алькамилу против его врагов. В марте 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли. После удаления Фридриха его враги стали стремиться к ослаблению власти Гогенштауфенов как на Кипре, бывшем со времен императора Генриха VI леном империи, так и в Сирии. Эти раздоры очень невыгодно отражались на ходе борьбы христиан с мусульманами. Облегчение крестоносцам принесли лишь раздоры наследников Алькамила, умершего в 1238 году.
Осенью 1239 года в Акру прибыли Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, герцог Пьер Бретонский, Амори Монфорский и другие. И теперь крестоносцы действовали несогласно и опрометчиво и потерпели поражение; Амальрих был взят в плен. Иерусалим снова попал на некоторое время в руки одного эйюбидского владетеля. Союз крестоносцев с эмиром Измаилом Дамасским привел к войне их с египтянами, которые разбили их при Аскалоне. После этого многие крестоносцы покинули Святую землю. Прибывшему в Святую землю в 1240 году графу Ричарду Корнуоллскому (брат английского короля Генриха III) удалось заключить выгодный мир с Эйюбом (Мелик-Салик-Эйюб) египетским. Между тем раздоры среди христиан продолжались; бароны, враждебные Гогенштауфенам передали власть над иерусалимским королевством Алисе Кипрской, тогда как законным королём был сын Фридриха II, Конрад. После смерти Алисы власть перешла к её сыну, Генриху Кипрскому. Новый союз христиан с мусульманскими врагами Эйюба привел к тому, что Эйюб призвал к себе на турок-хорезмийцев, которые взяли в сентябре 1244 года незадолго перед тем возвращенный христианам Иерусалим и страшно опустошили его. С тех пор святой город был навсегда потерян для крестоносцев. После нового поражения христиан и их союзников Эйюб взял Дамаск и Аскалон. Антиохийцы и армяне должны были в то же время обязаться платить дань монголам. На Западе крестоносное рвение остывало, вследствие неудачного исхода последних походов и вследствие образа действия пап, которые тратили на борьбу с Гогенштауфенами деньги, собранные на крестовые походы, и заявляли, что Святому Престолу против императора можно освободиться от данного раньше обета идти в Святую землю. Впрочем, проповедь крестового похода в Палестину продолжалась по-прежнему и привела к 7-му крестовому походу. Прежде других крест принял Людовик IXФранцузский: во время опасной болезни он дал обет идти в Святую землю. С ним пошли его братья Роберт, Альфонс и Карл, герцог Гуго Бургундский, граф Вильгельм Фландрский, герцог Пьер Бретанский, сенешаль шампанский Иоанн Жуанвиль (известный историк этого похода) и многие другие.