Томас Мор (1478 - 1535). Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия» . Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место. Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы. У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова. Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала. Томас Мор задался вопросом «как же быть?» . В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность. Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность. В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты. Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего. В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция) . Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.
Меня зовут Ашхатеп. Я этнический египтянин. Жизнь у нас тяжелая. Сегодня я встал очень рано, у младшей дочурки Ефмет случился жар и озноб, и до того как колесница Ра явила себя на небе я побежал к лекарю. Врачи у нас хорошие. Лучше них никого нет в междуречье. Надеюсь он сможет силой богов нам. В этот год Нил не слишком балует нас. В соседних плантациях удалось сберечь урожай тростника. В первой половине дня ядовитая змея укусила рабочего. Я его знал, был очень хорошим человеком. Правда любил гулять от жены, у нас это не приветствуется. Будет его не хватать. Впрочем, нельзя быть уверенным, что сам вернешься с работы. Надзиратель - жестокий человек, всех кто не вырабатывает план - избивают розгами. Хорошо, сегодня я сильно устал, но вернулся домой к жене и детям. Но я не жалуюсь на судьбу, слыхал, что за пределами Египта еще хуже. Наша надежда - фараон и милость богов.
Томас Мор (1478 - 1535).
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия» .
Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» - место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место.
Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.
У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.
Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.
Томас Мор задался вопросом «как же быть?» . В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком - частная собственность.
Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность.
В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.
Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.
В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция) . Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.