В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
1836294
1836294
07.06.2023 11:04 •  История

Джадидизм – либеральное движение татарской и центральноазиатской интел лигенции (конец XIX – начало XX вв.). В целях социально-культурного развития Центральной азии в новом направлении предлагали ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. медресе – религиозное учебное заведение при мечетях.

1. Традиционное обучение казахов.

Казахский народ всегда чтил образованность и грамотность. На развитие образования в Казахстане в первой половине XIX  века повлияли следующие факторы: присоединение Казахстана к России, принятие Устава 1822г. и Устава 1824г.

            В XIX веке в Казахстане образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому, а обучение казахских детей проводилось в мектебах (начальная школа) и медресе (высшая школа), которые давали мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мектебы посещали преимущественно мальчики. В медресе готовили мулл и преподавателей мектебов, срок обучения составлял 3-4 года. Молодые наставники медресе пополняли свои знания в религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, Уфы, Оренбурга, Троицка. В медресе практически изучались почти все предметы, закладывающие прочную основу знаний. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами религиозного свойства. Мектебы и медресе до административно-территориальных реформ 1867-1868 гг. функционировали без ограничений. Но с принятием реформ деятельность религиозных школ была определена решением царского правительства от 26 марта 1870г., где указывалось об обязательном преподавании русского языка в данных учебных заведениях. И для открытия мектебов и медресе теперь требовалось получение специального разрешения от уездного начальника.

2.Новометодные школы

Движение за реформирование мусульманских школ возглавили джадидисты в конце XIX века, потому что мектебы и медресе перестали удовлетворять запросы общества. Джадидизм – интеллектуальное движение среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX  - начала XXвв. Представители джадидизма критиковали духовный застой в обществе, вели просветительскую борьбу против колониальной политики царской России. Развитие данного течения привело к открытию школ-медресе нового поколения - новометодных школ. Джадидисты предлагали заменить буквослагательный метод обучения, который  длился до 3 лет на звуковой метод, по звукам можно было обучиться за 2-3 месяца. Одним из основателей этого направления был тюркский просветитель И. Гаспринский, который утверждал, что наряду с религиозными предметами в организациях образования необходимы география, математика, история, биология.

Татары Волжско-Уральского региона стали основными распространителями джадидизма. Основной целью было развитие образования. Школы и медресе в Казани, Оренбурге, Троицке освоили новые методы и превратились в центры мусульманского общественно-политического движения.

3. Культурно-просветительская миссия хана Жангира

Хан Жангир много внимания уделял просвещению своих подданных, внедрению европейской культуры и образования, развитию ислама. В 1835 г. по его указанию была построена мечеть. Хан увеличил численность мулл в аулах, выполнявших функции письмоводителей и духовных наставников. Правитель показывал личный пример в богослужении.

В 1841 г. по инициативе Жангира появилась первая светская школа, в которой изучали русский, арабский, персидский

языки, а также азы математики, географии, истории и т. д. Это учебное заведение содержалось за счет его же финансовых средств. Он был не только сторонником обучения местной молодежи в учебных заведениях России, но и сам лично прилагал усилия для отправки их на учебу в Санкт-Петербург, Москву,Астрахань, Саратов, Казань и Оренбург. Например, хану удалось выбить для своих подданных 10 вакансий в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.Как писал А. Алекторов, «Джангер хотел дать европейское образование не только своим детям, но и детям других киргизов». Впоследствии некоторые из выходцев Бокеевской Орды Учащиеся мектеба Жангир хан

прославились как выдающиеся инженеры, лесоводы, военные и ученые. Жангир повсеместно внедрял делопроизводство и даже создал собственную архивную службу. В области здравоохранения хан ввел в практику прививки от инфекционных болезней. Его усилиями во Внутренней Орде появились также больница и аптека.

 

Задание. ответьте на вопросы:

1. По каким направлениям развивалось образование в крае в XIX веке?

2.   Каково значение появления новометодных школ ( не менее 5 предложений)

3. В чём заключалась  Культурно-просветительская миссия хана Жангира



Показать ответ
Ответ:
NEO178
NEO178
23.08.2020 15:01
На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:
Примат светской власти над духовной (Цезаропапизм), существовавший в Византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
Примат духовной власти над светской (Папацезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.
0,0(0 оценок)
Ответ:
77linnik
77linnik
29.01.2023 02:01
Можно сказать, что царствование Александра I можно охарактеризовать в положительных тонах. Он один из первых заговорил о важности ограничения самодержавной власти, введение думы и конституции. При нем все громче стали звучать голоса призывающие отменить крепостное право, и в этом отношение была продела огромная работа. В годы правления Александра I, Россия смогла успешно защититься от внешнего врага, покорившего всю Европу. Отечественная война 1812 года стала олицетворением единства русского народа, перед лицом внешней опасности. Успешная защита рубежей Российской Империи, несомненно, является большим достоинством Александра I.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота