XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.
Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.
1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.
Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.
В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас».
Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.
Оценивая деятельность Ч Валиханова, крупный ученый - востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его липе феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий...».
В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.
Более выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно- медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе содержались на средства частных лиц. В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
Ибрагим (Ибрай> Алтынсарин (1841-1889 гг.) широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик. Им впервые в казахской стели была открыта женская школа и написаны учебники для казахских детей: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» (1869). Как выдающийся и образованнейший человек своего времени Ибрай внес неоценимый вклад в развитие народного образования.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.
XIX в. в культурной жизни Казахстана по праву называется Под мощным влиянием мировой цивилизации пробудился глубокий интерес к приобретаемым Россией восточным землям. В Казахстан стали прибывать ученые, географы и путешественники, востоковеды; по материалам Казахстана работали историки. Своими исследованиями огромный вклад в изучаемые края внесли П.П.Семенов-Тянь-Шанский, Н.А.Северцов. И.В.Мушкетов, В.В.Радлов и другие. Большое влияние на развитие образования и культуры оказала русская интеллигенция. Казахстан стал объектом изучения отделений Русского географического общества. Здесь работали культурно учреждения и статкомитеты: открывались краеведческие музеи, изучались древние памятники, устное народное творчество; открывались русско-казахские школы и библиотеки. На фоне всеобщего подъема и интереса к знаниям сформировалась когорта казахских во главе с Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым, Ибраем Алтынсариным.
Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) выдающийся ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь.
1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен.
Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошло знаменательное событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу- знакомство с выдающимся ученым, географом ПТТСеменовым- Тянь-ШанЬским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением.
В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас».
Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.
Оценивая деятельность Ч Валиханова, крупный ученый - востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его липе феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий...».
В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах/открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты, К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.
Более выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно- медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. Медресе содержались на средства частных лиц. В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
Ибрагим (Ибрай> Алтынсарин (1841-1889 гг.) широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик. Им впервые в казахской стели была открыта женская школа и написаны учебники для казахских детей: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку» (1869). Как выдающийся и образованнейший человек своего времени Ибрай внес неоценимый вклад в развитие народного образования.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.
Объяснение:
ВОТ!
Объяснение:
УсманКухистани, «Тарих-и Абулхаир-хани»
Б)Утемис-ходжа,
«Чингис-наме»
В)АбулгазиБахадур
«Шежире-и тюрк» (Тюрксакая летопись)
Г) Мухаммад Хайдар, «Тарих-и Рашиди»
Д)КадыргалиЖалаири,
«Джамиат-таварих» 1. О политической истории 15 века, династии Джучи, о ханах, правивших в Золотой Орде и в Казахском ханстве
2. Об истории казахов в 15-16 веков, сведения о генеалогии казахских ханов и султанов, насыщена поговорками и пословицами, написана на казахском языке
3. Истори. Династии Чингисхана, ценные сведения о тюркских племенах, вошедших в состав