кюсото – священные рощи марийцев. в них приходят как в храмы, в них проводят религиозные обряды, оставшиеся в наследство от далеких предков-язычников. в священных рощах запрещены любые работы, тем более вырубка леса. здесь каждое дерево – это обитель духа.
мариицы верят, что в священных рощах обитают «светлые» боги и духи. по праздникам здесь устраивают моления, на которые собираются сотни и тысячи людей.
правда, есть и другие места для молитвы – это мрачные ельники. по преданиям, в них живут темные силы, а местные жители проводят здесь специальные обряды по снятию порчи или изгнанию злых духов. эти действа обычно проводятся ночью, а уйти из рощи нужно на рассвете, чтобы нечисть, не переносящая солнце, не увязалась следом.
в советские времена, когда происходили гонения на церковь, марийцы не совершали открытых молений. лишь в последние десятилетия, после большого перерыва, они вновь возобновились, собирая тысячи марийцев. день для совершения обрядов выбирается по марийскому традиционному календарю, учитывая положение солнца и луны. всем действом руководит карт (жрец).
главный обряд происходит у священных деревьев – онапу (что переводится как «господин»),
в роли такого дерева чаще всего выступает дуб или липа обычно есть несколько онапу, перед каждым из которых совершаются моления определенному божеству. имя божества указано на табличке, стоящей рядом с деревом. традиционно самым популярным остается женское божество шочын ава, которое отвечает за деторождение.
в начале обряда верующие жрецам гусей и выпечку, а те читают молитвы. затем птиц приносят в жертву. считается, что душа птицы отправляется прямиком на небеса, доставляя туда слова молитв.
во второй половине дня происходят общественные моления. перед каждым священным деревом жрецы громко читают молитвы, а сзади них полукругом на коленях стоят люди. в этот момент жрецы исполняют роль посредников между миром богов и миром людей. в обычной жизни жрецы, как и все остальные, обязаны работать. наиболее богоугодными занятиями для них считаются пчеловодство и коневодство.
кюсото – священные рощи марийцев. в них приходят как в храмы, в них проводят религиозные обряды, оставшиеся в наследство от далеких предков-язычников. в священных рощах запрещены любые работы, тем более вырубка леса. здесь каждое дерево – это обитель духа.
мариицы верят, что в священных рощах обитают «светлые» боги и духи. по праздникам здесь устраивают моления, на которые собираются сотни и тысячи людей.
правда, есть и другие места для молитвы – это мрачные ельники. по преданиям, в них живут темные силы, а местные жители проводят здесь специальные обряды по снятию порчи или изгнанию злых духов. эти действа обычно проводятся ночью, а уйти из рощи нужно на рассвете, чтобы нечисть, не переносящая солнце, не увязалась следом.
в советские времена, когда происходили гонения на церковь, марийцы не совершали открытых молений. лишь в последние десятилетия, после большого перерыва, они вновь возобновились, собирая тысячи марийцев. день для совершения обрядов выбирается по марийскому традиционному календарю, учитывая положение солнца и луны. всем действом руководит карт (жрец).
главный обряд происходит у священных деревьев – онапу (что переводится как «господин»),
в роли такого дерева чаще всего выступает дуб или липа обычно есть несколько онапу, перед каждым из которых совершаются моления определенному божеству. имя божества указано на табличке, стоящей рядом с деревом. традиционно самым популярным остается женское божество шочын ава, которое отвечает за деторождение.
в начале обряда верующие жрецам гусей и выпечку, а те читают молитвы. затем птиц приносят в жертву. считается, что душа птицы отправляется прямиком на небеса, доставляя туда слова молитв.
во второй половине дня происходят общественные моления. перед каждым священным деревом жрецы громко читают молитвы, а сзади них полукругом на коленях стоят люди. в этот момент жрецы исполняют роль посредников между миром богов и миром людей. в обычной жизни жрецы, как и все остальные, обязаны работать. наиболее богоугодными занятиями для них считаются пчеловодство и коневодство.