Феодальный принцип был основан на иерархии феодалов, где вышестоящий феодал не вмешивался в дела подчинённых ему феодалов, обязанных ему военной службой, но свободно распоряжавшихся своей собственностью, в первую очередь землёй. В Европе было более 3 ступеней вассальной иерархии. То есть у вассала могли быть свои вассалы. А Руси 10-11 веков все князья были потомки одного рода. Прочие, не Рюриковичи, на власть претендовать не могли. Вся земля считалась общим достоянием этого рода, а ступеней иерархии было всего две: великий князь и прочие. Князья не сидели всю жизнь на одном княжении. По завещанию Ярослава был установлен принцип "лествичного восхождения", по которому старшие в роду переходили на освободившиеся после смерти княжеские престолы. Не сын наследовал отцу, а дядя, младший брат отца. Однако, за пятым братом шёл старший сын старшего брата. Имело значение не старшинство по возрасту, а старшинство происхождения. Было ещё ограничение. Князь не мог занять тот престол, который не занимал его отец, если был другой князь, чей отец сидел на даном престоле, даже если этот князь по счёту младше. Но потомков у сыновей Ярослава через сто лет оказалось так много, что система дала сбой. На всех не хватало княжеств, их начали делить. Появились князья, у которых отцы умерли раньше дедов, так и не заняв ни какого престола. Ну и наконец, некоторые князья просто пользовались правом сильного, не считаясь с законом. Таким образом, Русь 10-11 веков нельзя считать полноценно феодальной системой. Да и экономически торговый бизнес Рюриковичей мало был связан с основной деятельностью населения, подсечным земледелием, которое даже при жестоком налогообложении не могло прокормить правящую элиту. То есть князья торговали и рекетировали на пути с Балтики на Чёрное море, а народ снабжал их едой и, скорее всего, рабами для продажи на юге. В Европе феодалы получали значительную часть своих доходов от сельского хозяйства.
А Руси 10-11 веков все князья были потомки одного рода. Прочие, не Рюриковичи, на власть претендовать не могли. Вся земля считалась общим достоянием этого рода, а ступеней иерархии было всего две: великий князь и прочие. Князья не сидели всю жизнь на одном княжении. По завещанию Ярослава был установлен принцип "лествичного восхождения", по которому старшие в роду переходили на освободившиеся после смерти княжеские престолы. Не сын наследовал отцу, а дядя, младший брат отца. Однако, за пятым братом шёл старший сын старшего брата. Имело значение не старшинство по возрасту, а старшинство происхождения. Было ещё ограничение. Князь не мог занять тот престол, который не занимал его отец, если был другой князь, чей отец сидел на даном престоле, даже если этот князь по счёту младше. Но потомков у сыновей Ярослава через сто лет оказалось так много, что система дала сбой. На всех не хватало княжеств, их начали делить. Появились князья, у которых отцы умерли раньше дедов, так и не заняв ни какого престола. Ну и наконец, некоторые князья просто пользовались правом сильного, не считаясь с законом.
Таким образом, Русь 10-11 веков нельзя считать полноценно феодальной системой. Да и экономически торговый бизнес Рюриковичей мало был связан с основной деятельностью населения, подсечным земледелием, которое даже при жестоком налогообложении не могло прокормить правящую элиту. То есть князья торговали и рекетировали на пути с Балтики на Чёрное море, а народ снабжал их едой и, скорее всего, рабами для продажи на юге. В Европе феодалы получали значительную часть своих доходов от сельского хозяйства.