1.Тюркский этноним «кыргыз» часто встречается в разных частях обширного тюркского мира. Древнекитайский историограф Сыма Цянь упоминает в Ши Цзи о существовании владения древних кыргызов (隔昆, Гэкунь, Gekun) в 201 году до н. э.
2.Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе «Енисей», в древности «Кем»), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии.
3.Происхождение этнонима "кыргыз" без сомнения очень древнее, что и определяет собственно особенность, присущую этому народу в Центральной Азии. По мнению Жан-Поля Русо ссылкой на старую легенду, термин "кыргыз" вытекает из древнетюркского "кырк-кыз", что означает "сорок девушек".
4.Си́ма Цянь — китайський історик і письменник. Був, як і його батько Сима Тань, придворним історіографом та астрологом династії Хань. Сима Цянь є автором «Історичних записів», до складу яких входять біографії та вислови видатних історичних діячів, вірші та ін.
курманжан маматбай кызы родилась в аиле орок (орке) в алайских горах, в семье киргизов-кочевников из племени мунгуш, населявшего окрестности оша когда ей исполнилось 18 лет, родители курманжан хотели выдать её замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, маматбая, где жила в течение трёх последующих лет
в 1832 году богатый алайский феодал бек алимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил курманджан от брачного договора и взял её в законные жёны. она родила ему пятерых сыновей, была неизменной и советчицей. их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит. правление перешло к его пятидесятилетней .
сама курманжан не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. когда кокандский хан худояр провозгласил алайских кыргызов своими подданными и обложил их налогами, правительница не только воспротивилась этому, но и сумела заставить худояра отказаться от обложения кочевников податями, признать её в качестве нового правителя алая и присвоить ей почётный титул «датка». хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать курманджан-датку как самого знатного бека — впервые в средней азии и на всём мусульманском востоке в честь женщины был устроен официальный приём. признал алайскую правительницу и эмир бухары музаффар: он был вторым правителем, ей титул «датка». на сегодняшний день курманджан-датка принадлежит к немногочисленной категории женщин, которые когда-либо вставали во главе мусульманского государства
ставка курманжан-датки находилась в небольшом аиле гульча. учёный а. п. федченко, путешествовавший по туркестану и посещавший алай в сопровождении кыргызских джигитов, отметил, что курманджан «пользуется огромным авторитетом, наши джигиты не говорили о ней иначе, как с великим уважением». с осторожностью и почтением относились к алайской правительнице и кокандские ханы, ценившие её способность сохранять власть над непокорным киргизским народом
1.Тюркский этноним «кыргыз» часто встречается в разных частях обширного тюркского мира. Древнекитайский историограф Сыма Цянь упоминает в Ши Цзи о существовании владения древних кыргызов (隔昆, Гэкунь, Gekun) в 201 году до н. э.
2.Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе «Енисей», в древности «Кем»), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии.
3.Происхождение этнонима "кыргыз" без сомнения очень древнее, что и определяет собственно особенность, присущую этому народу в Центральной Азии. По мнению Жан-Поля Русо ссылкой на старую легенду, термин "кыргыз" вытекает из древнетюркского "кырк-кыз", что означает "сорок девушек".
4.Си́ма Цянь — китайський історик і письменник. Був, як і його батько Сима Тань, придворним історіографом та астрологом династії Хань. Сима Цянь є автором «Історичних записів», до складу яких входять біографії та вислови видатних історичних діячів, вірші та ін.
ответ:
курманжан маматбай кызы родилась в аиле орок (орке) в алайских горах, в семье киргизов-кочевников из племени мунгуш, населявшего окрестности оша когда ей исполнилось 18 лет, родители курманжан хотели выдать её замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, маматбая, где жила в течение трёх последующих лет
в 1832 году богатый алайский феодал бек алимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил курманджан от брачного договора и взял её в законные жёны. она родила ему пятерых сыновей, была неизменной и советчицей. их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит. правление перешло к его пятидесятилетней .
сама курманжан не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. когда кокандский хан худояр провозгласил алайских кыргызов своими подданными и обложил их налогами, правительница не только воспротивилась этому, но и сумела заставить худояра отказаться от обложения кочевников податями, признать её в качестве нового правителя алая и присвоить ей почётный титул «датка». хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать курманджан-датку как самого знатного бека — впервые в средней азии и на всём мусульманском востоке в честь женщины был устроен официальный приём. признал алайскую правительницу и эмир бухары музаффар: он был вторым правителем, ей титул «датка». на сегодняшний день курманджан-датка принадлежит к немногочисленной категории женщин, которые когда-либо вставали во главе мусульманского государства
ставка курманжан-датки находилась в небольшом аиле гульча. учёный а. п. федченко, путешествовавший по туркестану и посещавший алай в сопровождении кыргызских джигитов, отметил, что курманджан «пользуется огромным авторитетом, наши джигиты не говорили о ней иначе, как с великим уважением». с осторожностью и почтением относились к алайской правительнице и кокандские ханы, ценившие её способность сохранять власть над непокорным киргизским народом