повседневная жизнь дворян в начале и первой половине xix века была разной. жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.
в первой половине xix века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. одной из причин было укоренившееся со времен екатерины ii представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. стремление «с расходом свести доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.
долги дворянства росли и по другой причине. оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. столичная же жизнь требовала звонкой монеты. продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, , дорогие наряды. владея частной собственностью, представители данного сословия, «праздного класса» могли себе позволить достойный их состояния досуг, причем с демонстрацией своего высокого положения в социальной иерархии и «демонстративным поведением». для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. имея такой неограниченный досуг, первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. досуг с xviii века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) сакральных ценностей мирскими. досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры. основные формы этого досуга были изначально в xviii веке заимствованы, а затем в xiх веке переведены на язык собственной отечественной культуры. заимствование западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям. дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. свой досуг, будь то праздник, , появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества. не случайно в xviii веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. но главным была театрализация всей жизни дворянина. она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности. вся эта демонстрация носила зрелищный характер, как в театре, который стал лидером досуга и образцом для сценичности поведения дворянина, для его игры в реальной жизни. в данном исследовании были выявлены факторы большой популярности светского досуга в москве. сохранению в сознании московского дворянства не только православных, но и языческих корней восприятие западных форм досуга проходило здесь гораздо быстрее. этому процессу также способствовала известная «бытовая свобода» московского дворянства.
повседневная жизнь дворян в начале и первой половине xix века была разной. жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.
в первой половине xix века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. одной из причин было укоренившееся со времен екатерины ii представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. стремление «с расходом свести доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.
долги дворянства росли и по другой причине. оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. столичная же жизнь требовала звонкой монеты. продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, , дорогие наряды. владея частной собственностью, представители данного сословия, «праздного класса» могли себе позволить достойный их состояния досуг, причем с демонстрацией своего высокого положения в социальной иерархии и «демонстративным поведением». для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. имея такой неограниченный досуг, первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. досуг с xviii века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) сакральных ценностей мирскими. досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры. основные формы этого досуга были изначально в xviii веке заимствованы, а затем в xiх веке переведены на язык собственной отечественной культуры. заимствование западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям. дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. свой досуг, будь то праздник, , появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества. не случайно в xviii веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. но главным была театрализация всей жизни дворянина. она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности. вся эта демонстрация носила зрелищный характер, как в театре, который стал лидером досуга и образцом для сценичности поведения дворянина, для его игры в реальной жизни. в данном исследовании были выявлены факторы большой популярности светского досуга в москве. сохранению в сознании московского дворянства не только православных, но и языческих корней восприятие западных форм досуга проходило здесь гораздо быстрее. этому процессу также способствовала известная «бытовая свобода» московского дворянства.