Рижский Иван Степанович (1805 - 1806), филолог. Родился 7(18) сентября 1755 года в городе Рига в семье священника. Образование получал в Троицкой, а затем Псковской семинариях. В период с 1778 года по 1786 год преподавал в Троицкой семинарии риторику, поэзию, историю, римские древности и философию. В январе 1785 года митрополит Платон Левшин обратился в Синод с о присвоении Рижскому обер-офицерского чина, так как он «должность проходит рачительно и ведет себя честно и по своим наукам к общей пользе трудиться и может и В апреле 1785 года Рижский получает чин губернского секретаря. В октябре Рижского увольняют в гражданскую службу. С 1 октября 1786 года Рижский преподает в Санкт Петербургском Горном кадетском корпусе латинский и французский языки, риторику, логику, пиитику, историю и географию. С 27 сентября 1799 года по 4 июля 1801 года Рижский исполнял должность секретаря в святейшем Синоде. 3 мая 1802 года Рижский был избран в члены Императорской Российской Академии. Рижский принимал активное участие в создании Харьковского университета, открытого 17 января 1804 года. На следующий день Рижский был избран первым ректором. Он также возглавил кафедру "красноречия, стихотворства и языка российского". Рижский переизбирался ректором на новый срок 1808 — 1811 годах. 7 сентября 1807 года Рижский был награжден орденом Святой Анны II степени. 18 декабря получил диплом на звание доктора философии. Умер Рижский 15 марта 1811 года от нервной горячки, совершенной бедняком. Был похоронен на Каплуновском кладбище на средства университета.
В ранний период развития русского портрета он эволюционировал по принципам общеевропейского портрета Средневековья, ограниченного религией, когда «изображение человека подчинялось представлениям средневекового мировоззрения и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени. Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его образе. Художник стремился запечатлеть не „бытовое“, „обнаженное“ лицо, а „измененное, преображенное“[1], запечатленное в своем, „как бы идеальном вневременном состоянии“[2]. Кроме того, отдельный человек интересовал художника не столько сам по себе, сколько как представитель определённой ступени феодальной иерархии. Индивидуальность оказывалась для мастера полностью подчиненной тому нормативному идеалу, который соответствовал социальному положению[3]».
«Портреты» Средневековья, создаваемые по этому принципу, можно было найти в церковных росписях, на иконах, в книжных миниатюрах. Изображали, как правило только очень знатных лиц, крупных церковных деятелей, жертвователей.
К наиболее ранним изображениям конкретных лиц в русской культуре относят миниатюру, представляющую князя Святослава Ярославича с семьей («Изборник Святослава», 1073), а также фреска с изображением семьи князя Ярослава Мудрого (Киевская София). Портретные тенденции в изображениях донаторов с моделями зданий в руках — князь Ярослав (церковь на Нередице, ок. 1246). В индивидуальной характеристике черт лица князя, трактовке одежды видно стремление художника к передаче индивидуального сходства[4].
Родился 7(18) сентября 1755 года в городе Рига в семье священника. Образование получал в Троицкой, а затем Псковской семинариях. В период с 1778 года по 1786 год преподавал в Троицкой семинарии риторику, поэзию, историю, римские древности и философию. В январе 1785 года митрополит Платон Левшин обратился в Синод с о присвоении Рижскому обер-офицерского чина, так как он «должность проходит рачительно и ведет себя честно и по своим наукам к общей пользе трудиться и может и В апреле 1785 года Рижский получает чин губернского секретаря. В октябре Рижского увольняют в гражданскую службу. С 1 октября 1786 года Рижский преподает в Санкт Петербургском Горном кадетском корпусе латинский и французский языки, риторику, логику, пиитику, историю и географию. С 27 сентября 1799 года по 4 июля 1801 года Рижский исполнял должность секретаря в святейшем Синоде. 3 мая 1802 года Рижский был избран в члены Императорской Российской Академии. Рижский принимал активное участие в создании Харьковского университета, открытого 17 января 1804 года. На следующий день Рижский был избран первым ректором. Он также возглавил кафедру "красноречия, стихотворства и языка российского". Рижский переизбирался ректором на новый срок 1808 — 1811 годах. 7 сентября 1807 года Рижский был награжден орденом Святой Анны II степени. 18 декабря получил диплом на звание доктора философии. Умер Рижский 15 марта 1811 года от нервной горячки, совершенной бедняком. Был похоронен на Каплуновском кладбище на средства университета.
: Портрет Средневековья
В ранний период развития русского портрета он эволюционировал по принципам общеевропейского портрета Средневековья, ограниченного религией, когда «изображение человека подчинялось представлениям средневекового мировоззрения и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени. Главное различие состояло в том, что индивидуальное, неповторимое в человеке менее всего находило отражение в его образе. Художник стремился запечатлеть не „бытовое“, „обнаженное“ лицо, а „измененное, преображенное“[1], запечатленное в своем, „как бы идеальном вневременном состоянии“[2]. Кроме того, отдельный человек интересовал художника не столько сам по себе, сколько как представитель определённой ступени феодальной иерархии. Индивидуальность оказывалась для мастера полностью подчиненной тому нормативному идеалу, который соответствовал социальному положению[3]».
«Портреты» Средневековья, создаваемые по этому принципу, можно было найти в церковных росписях, на иконах, в книжных миниатюрах. Изображали, как правило только очень знатных лиц, крупных церковных деятелей, жертвователей.
К наиболее ранним изображениям конкретных лиц в русской культуре относят миниатюру, представляющую князя Святослава Ярославича с семьей («Изборник Святослава», 1073), а также фреска с изображением семьи князя Ярослава Мудрого (Киевская София). Портретные тенденции в изображениях донаторов с моделями зданий в руках — князь Ярослав (церковь на Нередице, ок. 1246). В индивидуальной характеристике черт лица князя, трактовке одежды видно стремление художника к передаче индивидуального сходства[4].