Но в начале 30-х гг. Кейнс еще даже не до конца сформулировал основные положения своей теории. А масштабы разраставшегося кризиса требовали принятия немедленных мер. Новый президент США Ф. Рузвельт в первые же недели своего пребывания в Белом доме, в марте- июне 1933 г. (так называемые сто дней), провел широкий комплекс антикризисных реформ. В своей политике, получившей название "новый курс", президент опирался на советы группы опытных экономистов и бизнесменов.
Прежде всего Рузвельт добился стабилизации банковской системы, введя полный государственный контроль над золотом. Была организована широкая безработным и малообеспеченным американцам, которую только за первый год "нового курса" получили 28 млн человек. Важнейшим актом "нового курса" стал Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА), принятый в июне 1933 г. Он предусматривал введение "кодексов честной конкуренции", т. е. разумное сотрудничество предпринимателей в рамках отдельных отраслей промышленности в целях приведения в соответствие спроса и предложения на потребительском рынке. НИРА также расширял права профсоюзов, что давало им возможность регулировать свои отношения с предпринимателями в интересах большинства рабочих.
Еще раньше НИРА был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), также направленный на сбалансирование спроса и предложения. Согласно ААА фермеры получили ряд льгот по выплате долгов, федеральные банки предоставляли им значительные кредиты. А самим фермерам предлагалось сократить посевные площади и избавиться от излишков продукции, чтобы привести цены на нее в относительное соответствие с ценами на промышленную продукцию.
Эти и другие меры "нового курса" встречали острое сопротивление: правые круги видели в политике Рузвельта ущемление прав личности, даже обвиняли его в коммунизме, а "слева", напротив, раздавались упреки в попытках ввести в стране диктатуру фашистского типа. И все же большинство американцев поддерживало политику Рузвельта, и на выборах 1936 г. он был вторично избран президентом. Реформы "нового курса" относительно быстро вывели американскую экономику из кризиса, хотя и не придали ее развитию того ускорения, на которое рассчитывали их творцы. Главным же итогом "нового курса" стало укрепление роли государства во всех областях жизни США. Оно осуществлялось не для подавления прав личности, как в странах с диктаторскими режимами, а ради расширения этих прав.
Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР.
Принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к экономическому упадку[1]. Главное содержание нэпа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а значит, подавление инфляции и достижение сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе нэпа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита.
НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство и экономику, разрушенные Первой мировой и Гражданской войнами.
“Новый курс” президента США Ф. Рузвельта
Но в начале 30-х гг. Кейнс еще даже не до конца сформулировал основные положения своей теории. А масштабы разраставшегося кризиса требовали принятия немедленных мер. Новый президент США Ф. Рузвельт в первые же недели своего пребывания в Белом доме, в марте- июне 1933 г. (так называемые сто дней), провел широкий комплекс антикризисных реформ. В своей политике, получившей название "новый курс", президент опирался на советы группы опытных экономистов и бизнесменов.
Прежде всего Рузвельт добился стабилизации банковской системы, введя полный государственный контроль над золотом. Была организована широкая безработным и малообеспеченным американцам, которую только за первый год "нового курса" получили 28 млн человек. Важнейшим актом "нового курса" стал Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА), принятый в июне 1933 г. Он предусматривал введение "кодексов честной конкуренции", т. е. разумное сотрудничество предпринимателей в рамках отдельных отраслей промышленности в целях приведения в соответствие спроса и предложения на потребительском рынке. НИРА также расширял права профсоюзов, что давало им возможность регулировать свои отношения с предпринимателями в интересах большинства рабочих.
Еще раньше НИРА был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), также направленный на сбалансирование спроса и предложения. Согласно ААА фермеры получили ряд льгот по выплате долгов, федеральные банки предоставляли им значительные кредиты. А самим фермерам предлагалось сократить посевные площади и избавиться от излишков продукции, чтобы привести цены на нее в относительное соответствие с ценами на промышленную продукцию.
Эти и другие меры "нового курса" встречали острое сопротивление: правые круги видели в политике Рузвельта ущемление прав личности, даже обвиняли его в коммунизме, а "слева", напротив, раздавались упреки в попытках ввести в стране диктатуру фашистского типа. И все же большинство американцев поддерживало политику Рузвельта, и на выборах 1936 г. он был вторично избран президентом. Реформы "нового курса" относительно быстро вывели американскую экономику из кризиса, хотя и не придали ее развитию того ускорения, на которое рассчитывали их творцы. Главным же итогом "нового курса" стало укрепление роли государства во всех областях жизни США. Оно осуществлялось не для подавления прав личности, как в странах с диктаторскими режимами, а ради расширения этих прав.
Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР.
Принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к экономическому упадку[1]. Главное содержание нэпа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а значит, подавление инфляции и достижение сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе нэпа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита.
НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство и экономику, разрушенные Первой мировой и Гражданской войнами.