М. М. Сперанского обвинили в подрыве сложившихся государственных устоев. Против него выступила целая армия из числа чиновников и дворян - они давали негативные оценки Сперанскому. Эти люди знали о мнительности Александра I, поэтому с целью защитить себя они воздействовали на императора нелестными отзывами о Михаиле Михайловиче. Они обвиняли его даже в масонстве, хотя Сперанский сам негативно относился к этому течению. И вот здесь враги Михаила Михайловича попали точно в цель - император боялся возможных революционных действий масонов. Однако на падении авторитета Сперанского оказал влияние и удар по самолюбию Александра I - император видел, с каким усердием Михаил Михайлович решает дела, например, связанные с подготовкой к войне с Францией. К тому же вся столица была полна разговорами об измене М. М. Сперанского своему Отечеству - его даже называли французским шпионом. В связи со всем перечисленным, Александр I решил дать отставку выдающемуся государственному деятелю XIX столетия.
Сперанскому сразу не удалось оправдаться перед Александром I. 17 марта 1812 года Михаила Михайловича вызвали во дворец, а ночью того же числа он уже был в пути в ссылку в Нижний Новгород. М. М. Сперанский расценивал случившееся как интригу. Он отправлял Александру I письма, надеясь на оправдание - просил разрешить ему жить в своем имении. Однако такого разрешения не последовало - Сперанского отправили в пермскую ссылку; на новое место к Михаилу Михайловичу перебралась и его семья.
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления. Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу. Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Содержание церковной реформы Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
Сперанскому сразу не удалось оправдаться перед Александром I. 17 марта 1812 года Михаила Михайловича вызвали во дворец, а ночью того же числа он уже был в пути в ссылку в Нижний Новгород. М. М. Сперанский расценивал случившееся как интригу. Он отправлял Александру I письма, надеясь на оправдание - просил разрешить ему жить в своем имении. Однако такого разрешения не последовало - Сперанского отправили в пермскую ссылку; на новое место к Михаилу Михайловичу перебралась и его семья.
Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.
Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.
Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.
Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.
Содержание церковной реформы
Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя" вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус". Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.