Для потомков донских казаков военно-патриотическое воспитание и военное обучение – это, прежде всего, многовековые духовно-нравственные устои, воинские традиции, самобытная культура донцов.
Интерес к возрождению казачьих традиций, в том числе военно-патриотических, огромен. Некоторые современные исследователи истории донского казачества обратились к этой теме. Среди них В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян, И.И. Золотарёв, А.В. Яровой, К.С. Филиппов и др. В то же время гораздо в меньшей степени изучены традиции воспитания и военного обучения казачьей молодёжи.
Выполнение воинского долга перед Отечеством было основным смыслом жизни казаков, их идеологией. Девиз: «За Веру, Царя и Отечество» определял основные направления воспитания молодых казаков и находил отражение в системе их военной подготовки.
Однако в обучении были определённые трудности, о чём мы узнаём из архивных документов. Так, в Государственном архиве Ростовской области хранится «Памятная записка о системе обучения малолетков», датированная 1866 годом и посвящённая подготовке новых Правил боевого обучения молодых казаков. Она свидетельствует о серьёзном значении, которое придавалось воспитанию молодых воинов, и о самом высоком уровне, на котором обсуждались вопросы их военной подготовки, и позволяет раскрыть положительные стороны и недостатки этого процесса.
В боевой обстановке казаки всегда проявляли себя как бое храбрые воины. Веками устоявшийся уклад жизни и порядок военной службы были для казаков исторической традицией, любые попытки преобразования заканчивались неудачей. Потребовалось долгое время, чтобы сами донцы поняли, что необходимо поднять качество военной подготовки молодёжи на более высокий уровень.
Военное обучение мальчиков-казачат начиналось с раннего детства. Их учили верховой езде, рукопашному бою, разным боевым приёмам, стрелять и рубить шашкой. По достижении 17-летнего возраста казачата становились «малолетками» (малолетки – казачья молодёжь допризывного возраста), и с этого времени начиналась их основная подготовка к службе.
На Дону с давних пор воинскому искусству традиционно обучали в ходе проведения станичных «домашних игр», которые проходили на станичных площадях под руководством льготных урядников. Население станиц выходило на площади, чтобы понаблюдать за успехами молодёжи. Старые казаки любовались молодецкими упражнениями, гордились хорошей подготовкой юных воинов. Этот прекрасный обычай впоследствии был узаконен и имел огромное воспитательное и дисциплинирующее значение для подрастающих казачьих поколений.
ановление рыночной экономики в Казахстане сопровождается негативными тенденциями, в общественном сознании часто возникают вопросы относительно перспектив развития, какое общество мы строим, когда и при каких условиях будет достигнуто благосостояние людей. В концентрированном виде большинство жителей страны интересуют, прежде всего, экономические и социальные аспекты жизни. Это понятно и естественно. Классическая теория учит, что прежде чем заниматься наукой, искусством и т. д., люди должны иметь жилище, одежду и пищу на уровне современных стандартов. Поэтому на переживаемом этапе переходного периода актуальной задачей экономической теории остаются поиски путей преодоления кризиса в области экономики. Будущее Казахстана в рыночных условиях зависит, таким образом, от множества факторов, и в первую очередь от творческого, созидательного труда людей, населяющих эту страну.
Для потомков донских казаков военно-патриотическое воспитание и военное обучение – это, прежде всего, многовековые духовно-нравственные устои, воинские традиции, самобытная культура донцов.
Интерес к возрождению казачьих традиций, в том числе военно-патриотических, огромен. Некоторые современные исследователи истории донского казачества обратились к этой теме. Среди них В.П. Водолацкий, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян, И.И. Золотарёв, А.В. Яровой, К.С. Филиппов и др. В то же время гораздо в меньшей степени изучены традиции воспитания и военного обучения казачьей молодёжи.
Выполнение воинского долга перед Отечеством было основным смыслом жизни казаков, их идеологией. Девиз: «За Веру, Царя и Отечество» определял основные направления воспитания молодых казаков и находил отражение в системе их военной подготовки.
Однако в обучении были определённые трудности, о чём мы узнаём из архивных документов. Так, в Государственном архиве Ростовской области хранится «Памятная записка о системе обучения малолетков», датированная 1866 годом и посвящённая подготовке новых Правил боевого обучения молодых казаков. Она свидетельствует о серьёзном значении, которое придавалось воспитанию молодых воинов, и о самом высоком уровне, на котором обсуждались вопросы их военной подготовки, и позволяет раскрыть положительные стороны и недостатки этого процесса.
В боевой обстановке казаки всегда проявляли себя как бое храбрые воины. Веками устоявшийся уклад жизни и порядок военной службы были для казаков исторической традицией, любые попытки преобразования заканчивались неудачей. Потребовалось долгое время, чтобы сами донцы поняли, что необходимо поднять качество военной подготовки молодёжи на более высокий уровень.
Военное обучение мальчиков-казачат начиналось с раннего детства. Их учили верховой езде, рукопашному бою, разным боевым приёмам, стрелять и рубить шашкой. По достижении 17-летнего возраста казачата становились «малолетками» (малолетки – казачья молодёжь допризывного возраста), и с этого времени начиналась их основная подготовка к службе.
На Дону с давних пор воинскому искусству традиционно обучали в ходе проведения станичных «домашних игр», которые проходили на станичных площадях под руководством льготных урядников. Население станиц выходило на площади, чтобы понаблюдать за успехами молодёжи. Старые казаки любовались молодецкими упражнениями, гордились хорошей подготовкой юных воинов. Этот прекрасный обычай впоследствии был узаконен и имел огромное воспитательное и дисциплинирующее значение для подрастающих казачьих поколений.