Политическая доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестоких методов деспотического правления. В этот период развития русской государственности не наблюдалось реальных причин и поводов для возврата к удельной раздробленности, ибо завершение объединительной политики стало уже очевидным фактом. Введение новых форм управления страной в виде опричных мероприятий (1564г.) реформаторских целей не преследовало, а разделение государства на две части (опричнину и земщину) не подрывало основы могущества феодальной аристократии. Иван IV отказался от преобразований и ввел в стране при опричных мероприятий террористический политический режим.
В области политических воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности происхождения правящей династии. Единственным законным основанием занятия царского престола он считал право наследования
Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии. Реформы середины XVI века. Земский собор (1549 г. ) Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г. ) — совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г. , нового и сформулировал программу реформ.
1)Реформа центральных органов государственного управления .В результате этой реформы была, создам новая система центральных органов управления — приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
2)Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г. , который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое» . Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха.
3)Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
4)Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
5)Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.) , были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады; •проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов; • приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ: Реформы имели следующие результаты: •Усилилась централизация государства и личная власть царя; • Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления; • Выросла военная мощь страны; • Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства.
Политическая доктрина Ивана IV складывалась в обстановке развязанного им террора и ставила перед собой задачу оправдания наиболее жестоких методов деспотического правления. В этот период развития русской государственности не наблюдалось реальных причин и поводов для возврата к удельной раздробленности, ибо завершение объединительной политики стало уже очевидным фактом. Введение новых форм управления страной в виде опричных мероприятий (1564г.) реформаторских целей не преследовало, а разделение государства на две части (опричнину и земщину) не подрывало основы могущества феодальной аристократии. Иван IV отказался от преобразований и ввел в стране при опричных мероприятий террористический политический режим.
В области политических воззрений Иван IV наибольшее внимание уделял выяснению законности происхождения правящей династии. Единственным законным основанием занятия царского престола он считал право наследования
Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.
Реформы середины XVI века. Земский собор (1549 г. ) Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г. ) — совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г. , нового и сформулировал программу реформ.
1)Реформа центральных органов государственного управления .В результате этой реформы была, создам новая система центральных органов управления — приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
2)Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г. , который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое» .
Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха.
3)Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
4)Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
5)Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.) , были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады;
•проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;
• приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ:
Реформы имели следующие результаты:
•Усилилась централизация государства и личная власть царя;
• Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
• Выросла военная мощь страны;
• Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства.