картина повествует о судьбе жана поля марата, журналиста радикальной газеты «друг народа», лидера якобинцев. марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. заболев кожной болезнью, марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой шарлоттой корде.
надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «марату, давид». в руке марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, мари анна шарлотта корде — гражданину марату. я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». на самом деле марат не успел получить эту записку — корде убила его раньше[1]. хотя многие исследователи , что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ иисуса в момент снятия с креста. сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. положение правой руки напоминает фигуру иисуса в картине «погребение христа» (иногда «положение во гроб») авторства караваджо.
давид поднёс картину конвенту. в своей речи депутатам он сказал:
«народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… я услышал голос народа, я повиновался ему. — спешите все! мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! и посмотрите на своего друга. того, кто стоял на страже, уже нет. его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. о, горе! ваш неутомимый друг мертв! »[2].
картина была крайне популярна, существует несколько повторений — авторских и художников его школы («смерть марата». ок. 1793. мастерская давида. музей изящных искусств в реймсе; «смерть марата». ок. 1793. мастерская давида. музей изящных искусств в дижоне; «жан поль марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года». xix в. ж.-м. по ор. давида. версаль).
по достоинству оценил полотно бодлер: по его определению марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «в картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа»[3].
в настоящее время картина находится в брюсселе, в собрании королевского музея изобразительных искусств.
противоречия и специфика эпохи просвещения в россии
эпоха просвещения имеет ряд отличий от западноевропейского образца. особенность этого периода в россии состоит в том, что если во франции классицизм, поставленный на службу реализации абсолютистских идей, предшествовал просвещению, то в россии он был призван сопутствовать ему и реализовывать его. в европе мысли о внесословной человеческой важности, равенстве творческого потенциала и о человеческих чувствах, созвучных природе, стали итогом поступательного буржуазно-демократического развития.
в россии же эти идеалы противоречили и крепостному праву, и образцу национального устройства, воплощенному в самодержавии, и консервативному православию, ориентированному на мессианство и «предание», и попранию свобод личности, и отсутствию права.
этим, во многом, объясняется то, что в рамках отечественной культуры получили параллельное развитие две взаимоисключающие эстетические системы
– сентиментализм и классицизм –
ориентированные на диаметрально противоположные художественные установки (личность и государство, частное право и общественная польза, космополитические мотивы и национальные, чувства и разум, зов сердца и дисциплина), которые, вместе с тем, не мешали обеим системам в равной степени исповедовать идеалы просветительской эпохи.
картина повествует о судьбе жана поля марата, журналиста радикальной газеты «друг народа», лидера якобинцев. марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. заболев кожной болезнью, марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой шарлоттой корде.
надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «марату, давид». в руке марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, мари анна шарлотта корде — гражданину марату. я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». на самом деле марат не успел получить эту записку — корде убила его раньше[1]. хотя многие исследователи , что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ иисуса в момент снятия с креста. сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. положение правой руки напоминает фигуру иисуса в картине «погребение христа» (иногда «положение во гроб») авторства караваджо.
давид поднёс картину конвенту. в своей речи депутатам он сказал:
«народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга… я услышал голос народа, я повиновался ему. — спешите все! мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! и посмотрите на своего друга. того, кто стоял на страже, уже нет. его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. о, горе! ваш неутомимый друг мертв! »[2].
картина была крайне популярна, существует несколько повторений — авторских и художников его школы («смерть марата». ок. 1793. мастерская давида. музей изящных искусств в реймсе; «смерть марата». ок. 1793. мастерская давида. музей изящных искусств в дижоне; «жан поль марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года». xix в. ж.-м. по ор. давида. версаль).
по достоинству оценил полотно бодлер: по его определению марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «в картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа»[3].
в настоящее время картина находится в брюсселе, в собрании королевского музея изобразительных искусств.
на этот сюжет писали картины и другие художники
ответ:
противоречия и специфика эпохи просвещения в россии
эпоха просвещения имеет ряд отличий от западноевропейского образца. особенность этого периода в россии состоит в том, что если во франции классицизм, поставленный на службу реализации абсолютистских идей, предшествовал просвещению, то в россии он был призван сопутствовать ему и реализовывать его. в европе мысли о внесословной человеческой важности, равенстве творческого потенциала и о человеческих чувствах, созвучных природе, стали итогом поступательного буржуазно-демократического развития.
в россии же эти идеалы противоречили и крепостному праву, и образцу национального устройства, воплощенному в самодержавии, и консервативному православию, ориентированному на мессианство и «предание», и попранию свобод личности, и отсутствию права.
этим, во многом, объясняется то, что в рамках отечественной культуры получили параллельное развитие две взаимоисключающие эстетические системы
– сентиментализм и классицизм –
ориентированные на диаметрально противоположные художественные установки (личность и государство, частное право и общественная польза, космополитические мотивы и национальные, чувства и разум, зов сердца и дисциплина), которые, вместе с тем, не мешали обеим системам в равной степени исповедовать идеалы просветительской эпохи.