Внутриполитическая деятельность и внешняя политика Отто фон Бисамрка раскрывается (или в благожелательном, или в критическом ключе) в большом пласте научной исторической литературы - зарубежной, прежде всего, немецкой, и российской. Но Бисмарк вошел в историю также и как государственный деятель, оказавший большое влияние на социальное развитие Германии. Он встал одним из первых на путь создания германского социального государства, значимые этапы которого связывают со временами Веймарской республики и реформами Эрхарда.
Существуют различные трактовки понятия «социальное государство». Они обусловлены как концептуальной идеей и реальной государственной практикой по решению социальных проблем общества, так и разным толкованием целей и методов его достижения.
Практическая реализация идеи «Sozialstaat» осуществляется в социальной политике, проводимой, прежде всего, государственными властями; в содержание этой политики входит, в первую очередь, обеспечение возможностей трудиться, социальную и равную степень социальной защиты. Конкретизация системы мер социальной политики зависит от избранной модели социал-реформизма (консервативный, либеральный и т.д.)
Было бы преувеличением связывать Бисмарка с социал-реформизмом консервативного толка, проявившегося, кстати, в полной мере лишь в начале ХХ века, или утверждать об особом «бисмарковском» социал-реформизме, предполагающем совокупность концептуально оформленных идейных, политических, экономических и социальных воззрений и установок. На наш взгляд, можно и нужно говорить о его политике социального реформирования, имеющей, безусловно, специфические особенности. Главным инструментом достижений позитивных результатов в этой политике социального реформирования явилось «социальное маневрирование» Бисмарка. Оно заключалось в анализе и преобразовании сложившейся ситуации, в результате чего производилось перераспределение части власти или ресурса в интересах оппозиции, и было направлено на сведение до приемлемого уровня негативной политической ориентации, ущемляемой переменами части общества
Таким образом, под «социальным маневрированием» Бисмарка автор предлагает понимать его тактику компромиссов между различными слоями общества в переломных ситуациях, что позволяло корректировать социальную опору государства и использовать поддержку различных слоев общества для перераспределения и усиления власти.
Полагаем, что исторический опыт социального реформирования Бисмарка, как особого варианта проведения социальной политики, может быть востребован и в современных условиях, несмотря на то, что время, рассматриваемое в диссертации, отделено от нас многими десятилетиями.
Таким образом, актуальность настоящей темы исследования обусловлена, во-первых, научной необходимостью изучения политики социального реформирования в условиях становления и первых десятилетий деятельности объединенного немецкого государства; без этого невозможно воссоздать всеобъемлющую историческую картину развития Пруссии и Германии в Новое время.
Во-вторых, научной значимостью переосмысления политики социального реформирования О.Бисмарка в 70-80-е годы XIX века; дальнейшее обогащение
источниковой базы, новые научные подходы и исследовательские методы делают накопленные знания по социальной политике Германии в 70-80- годы XIX века недостаточными и остро дискуссионными, а выводы и оценки, основанные на этих прежних знаниях, в немалой степени, неадекватными объективной исторической реальности того времени.
В-третьих, специфическими особенностями германской политики в социальной сфере; в-четвертых, дискуссионностью заявленной темы исследования; в-пятых, общественной и политической потребностью с научного исторического инструментария извлекать опыт из
Объект исследования - история Пруссии, Северогерманского союза и Германии в XIX веке.
Предмет диссертационного исследования - внутренняя политика государственных властей Германии во второй половине XIX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1862 по 1890 гг. Нижний временной порог - 1862 г. - связан с назначением О. Бисмарка министром-председателем правительства Пруссии. Верхний порог обоснован его отставкой с поста рейхсканцлера в марте 1890 г. Выделенный отрезок времени характеризуется завершением создания под руководством О. Бисмарка системы социального страхования рабочих, ставшей основой социального законодательства Германии.
Объяснение:
Внутриполитическая деятельность и внешняя политика Отто фон Бисамрка раскрывается (или в благожелательном, или в критическом ключе) в большом пласте научной исторической литературы - зарубежной, прежде всего, немецкой, и российской. Но Бисмарк вошел в историю также и как государственный деятель, оказавший большое влияние на социальное развитие Германии. Он встал одним из первых на путь создания германского социального государства, значимые этапы которого связывают со временами Веймарской республики и реформами Эрхарда.
Существуют различные трактовки понятия «социальное государство». Они обусловлены как концептуальной идеей и реальной государственной практикой по решению социальных проблем общества, так и разным толкованием целей и методов его достижения.
Практическая реализация идеи «Sozialstaat» осуществляется в социальной политике, проводимой, прежде всего, государственными властями; в содержание этой политики входит, в первую очередь, обеспечение возможностей трудиться, социальную и равную степень социальной защиты. Конкретизация системы мер социальной политики зависит от избранной модели социал-реформизма (консервативный, либеральный и т.д.)
Было бы преувеличением связывать Бисмарка с социал-реформизмом консервативного толка, проявившегося, кстати, в полной мере лишь в начале ХХ века, или утверждать об особом «бисмарковском» социал-реформизме, предполагающем совокупность концептуально оформленных идейных, политических, экономических и социальных воззрений и установок. На наш взгляд, можно и нужно говорить о его политике социального реформирования, имеющей, безусловно, специфические особенности. Главным инструментом достижений позитивных результатов в этой политике социального реформирования явилось «социальное маневрирование» Бисмарка. Оно заключалось в анализе и преобразовании сложившейся ситуации, в результате чего производилось перераспределение части власти или ресурса в интересах оппозиции, и было направлено на сведение до приемлемого уровня негативной политической ориентации, ущемляемой переменами части общества
Таким образом, под «социальным маневрированием» Бисмарка автор предлагает понимать его тактику компромиссов между различными слоями общества в переломных ситуациях, что позволяло корректировать социальную опору государства и использовать поддержку различных слоев общества для перераспределения и усиления власти.
Полагаем, что исторический опыт социального реформирования Бисмарка, как особого варианта проведения социальной политики, может быть востребован и в современных условиях, несмотря на то, что время, рассматриваемое в диссертации, отделено от нас многими десятилетиями.
Таким образом, актуальность настоящей темы исследования обусловлена, во-первых, научной необходимостью изучения политики социального реформирования в условиях становления и первых десятилетий деятельности объединенного немецкого государства; без этого невозможно воссоздать всеобъемлющую историческую картину развития Пруссии и Германии в Новое время.
Во-вторых, научной значимостью переосмысления политики социального реформирования О.Бисмарка в 70-80-е годы XIX века; дальнейшее обогащение
источниковой базы, новые научные подходы и исследовательские методы делают накопленные знания по социальной политике Германии в 70-80- годы XIX века недостаточными и остро дискуссионными, а выводы и оценки, основанные на этих прежних знаниях, в немалой степени, неадекватными объективной исторической реальности того времени.
В-третьих, специфическими особенностями германской политики в социальной сфере; в-четвертых, дискуссионностью заявленной темы исследования; в-пятых, общественной и политической потребностью с научного исторического инструментария извлекать опыт из
Объект исследования - история Пруссии, Северогерманского союза и Германии в XIX веке.
Предмет диссертационного исследования - внутренняя политика государственных властей Германии во второй половине XIX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1862 по 1890 гг. Нижний временной порог - 1862 г. - связан с назначением О. Бисмарка министром-председателем правительства Пруссии. Верхний порог обоснован его отставкой с поста рейхсканцлера в марте 1890 г. Выделенный отрезок времени характеризуется завершением создания под руководством О. Бисмарка системы социального страхования рабочих, ставшей основой социального законодательства Германии.