Дним из самых масштабных событий в истории Русской Церкви по своим последствиям и значению является старообрядческий Раскол 17-го века. Несмотря на длинную череду лет со времени трагического разделения русского церковного народа, все еще не только не пропадает интерес к явлению Раскола, но и не угасают споры о нем.
Патриарх Никон, на наш взгляд, не был инициатором Раскола, но, несомненно, явился главным его катализатором. Протопоп Аввакум также не был, по крайней мере, на первом этапе, единственным противником реформ Патриарха, хотя стал в конце концов одним из самых ревностных и последовательных его оппозиционеров, по существу олицетворяя тогда, а еще более сейчас, идеологию сопротивления официальной Церкви
…До сих пор нет единого мнения историков, которое в полноте бы раскрыло личность Святейшего Патриарха Никона. А ведь именно от решения этого вопроса во многом зависит разрешение вопроса самой трагедии Раскола.
Протоиерей Лев Лебедев, анализируя отношения Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича и их разрыв, приходит к выводу, что "Церковный раскол… явился результатом раскола царской и церковной власти Таким образом причиной раскола явилось все вместе как реформа церковного богослужения так и политические воззрения того времени
Патриарх Никон, на наш взгляд, не был инициатором Раскола, но, несомненно, явился главным его катализатором. Протопоп Аввакум также не был, по крайней мере, на первом этапе, единственным противником реформ Патриарха, хотя стал в конце концов одним из самых ревностных и последовательных его оппозиционеров, по существу олицетворяя тогда, а еще более сейчас, идеологию сопротивления официальной Церкви
…До сих пор нет единого мнения историков, которое в полноте бы раскрыло личность Святейшего Патриарха Никона. А ведь именно от решения этого вопроса во многом зависит разрешение вопроса самой трагедии Раскола.
Протоиерей Лев Лебедев, анализируя отношения Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича и их разрыв, приходит к выводу, что "Церковный раскол… явился результатом раскола царской и церковной власти
Таким образом причиной раскола явилось все вместе как реформа церковного богослужения так и политические воззрения того времени