В начале XIV века мусульманская община внутри татарской аристократии настолько усилилась, что не только возвела на престол своего ставленника — хана Узбека (1312—1342), но и решительно порвала с прежними религиозными и политическими традициями. В своем письме египетскому султану хан Узбек так описывал произошедшие события — цитата в пересказе ан-Нувайри: «В царстве Узбека оставалась еще шайка людей, не исповедовавших Ислам, но он, воцарившись, предоставил им выбрать или вступление в исламскую религию, или войну, и они отказались от принятия Ислама и вступили в бой; Узбек, напав на них, обратил их в бегство и уничтожил их...».
Обстановку того времени ярко передает современник событий ал-Бирзали (первая половина XIV века). Он пишет, что хан Токта был «неверным», придерживался религии идолопоклонников и любил «лам и волшебников, и оказывал им большой почет. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман... После Токты царством овладел сын брата его - Узбек-хан. Он умертвил нескольких эмиров и вельмож, умертвил большое количество лам и волшебников и провозгласил исповедание Ислама».
Следует особо подчеркнуть, что, начиная с хана Узбека, который на монетах чеканил свое полное мусульманское имя «Султан Мухаммад Узбек-хан», все другие Джучиды также имели, кроме тюркского, еще и мусульманское имя — Джанибек (1342— 1357) имел имя «Султан Джалал ад-Дин Махмуд», Токтамыш (1379 —1395) — «Султан Насир ад-Дин» и т.д.
С этого момента Ислам становится определяющей силой в политическом и культурном развитии Улуса Джучи. Средневековое татарское государство, таким образом, становилось центром Ислама на Севере, — недаром арабские дипломаты уважительно называли ханов Золотой Орды «мечом Ислама в северных землях». О том, что столица Орды — город Сарай (Дворец по-татарски) — во времена Узбека приняла вид подлинно мусульманского города, ярко и выразительно свидетельствует, в частности, описание араба Ибн Баттуты, длительное время путешествовавшего по Старому Свету и гостившего в столице Золотой Орды при дворе хана: «Приехали мы, наконец, в город Сарай. Известен он под именем Сарая Берке. Это столица султана Узбека... Город Сарай — один из красивейших городов мира, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня, совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы его в ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В городе живут представители разных народов. Монголы (то есть татары) — это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кыпчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест живут в особом участке, где стена ограждает имущество купцов. Тамошний дворец султана называется Ал-тунташ...».
В начале XIV века мусульманская община внутри татарской аристократии настолько усилилась, что не только возвела на престол своего ставленника — хана Узбека (1312—1342), но и решительно порвала с прежними религиозными и политическими традициями. В своем письме египетскому султану хан Узбек так описывал произошедшие события — цитата в пересказе ан-Нувайри: «В царстве Узбека оставалась еще шайка людей, не исповедовавших Ислам, но он, воцарившись, предоставил им выбрать или вступление в исламскую религию, или войну, и они отказались от принятия Ислама и вступили в бой; Узбек, напав на них, обратил их в бегство и уничтожил их...».
Обстановку того времени ярко передает современник событий ал-Бирзали (первая половина XIV века). Он пишет, что хан Токта был «неверным», придерживался религии идолопоклонников и любил «лам и волшебников, и оказывал им большой почет. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман... После Токты царством овладел сын брата его - Узбек-хан. Он умертвил нескольких эмиров и вельмож, умертвил большое количество лам и волшебников и провозгласил исповедание Ислама».
Следует особо подчеркнуть, что, начиная с хана Узбека, который на монетах чеканил свое полное мусульманское имя «Султан Мухаммад Узбек-хан», все другие Джучиды также имели, кроме тюркского, еще и мусульманское имя — Джанибек (1342— 1357) имел имя «Султан Джалал ад-Дин Махмуд», Токтамыш (1379 —1395) — «Султан Насир ад-Дин» и т.д.
С этого момента Ислам становится определяющей силой в политическом и культурном развитии Улуса Джучи. Средневековое татарское государство, таким образом, становилось центром Ислама на Севере, — недаром арабские дипломаты уважительно называли ханов Золотой Орды «мечом Ислама в северных землях». О том, что столица Орды — город Сарай (Дворец по-татарски) — во времена Узбека приняла вид подлинно мусульманского города, ярко и выразительно свидетельствует, в частности, описание араба Ибн Баттуты, длительное время путешествовавшего по Старому Свету и гостившего в столице Золотой Орды при дворе хана: «Приехали мы, наконец, в город Сарай. Известен он под именем Сарая Берке. Это столица султана Узбека... Город Сарай — один из красивейших городов мира, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня, совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы его в ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В городе живут представители разных народов. Монголы (то есть татары) — это настоящие жители страны и владыки ее, некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кыпчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта, Сирии и других мест живут в особом участке, где стена ограждает имущество купцов. Тамошний дворец султана называется Ал-тунташ...».
Объяснение: