Дело в том, что арабы в 7-8 веках завоевали огромные территории северного кавказа, вестготов, также такие крупные провинции византии : египет, палестина, иерусалим.при абассидах к арабскому халифату отошли : о.кипр, сицилия, часть южной италии. а в самом начале завоеваний арабы воспользовались борьбой между византией и ираном, и захватили огромное иранское царство. позже под властью арабов оказалась и испания. арабы проявляли большой интерес с научным знаниям. они заимствовали индийскую систему счета, и переделали её под свою, арабскую. большое внимание арабы уделяли , они составили карты своих владений, путешествовали.не зря существовала такая пословица : "кто плавает ради науки, тот и заслуживает врата рая". аль бируни -выходец из средней азии. он написал множество трудов по , астрономии, . именно он выдал гениальную мысль о том, что солнце является центром нашей вселенной. ещё один великий ученный из средней азии ибн сина, или же авиценна добился высоких достижений в разных областях науки.царицей наук у этого ученного была медицина. в его мед.труде были причины болезней, которые никто до него определить не мог определить. а великим поэтом стал федороуси он написал книгу шах наме (книга царей), ставшую отпечатком борьбы иранского народа. было ещё одно произведение : "тысяча и одна ночь" написанную на основе культур многих стран. арабский халифат передал зап. европе огромный опыт и знания. главным образом это происходило через завоеванную арабами испанию. у европейских врачей в плоть до 17 века медицинской книгой служила труд авиценны. труды арабских астрономов, дали дальнейший толчок в развитии этой науки.циферное исчисление тоже переняли европейцы у арабов, это облегчало сложные вычисления. с арабского халифата страны западной европы познакомились с евклида, пифагора. поэтому на протяжении многих столетий использовались одни и те же определения, в разных научных сферах
Жития - это сугубо специфический жанр. они пишутся только о святых. все перечисленные вами князья после смерти были причислены к лику святых, а иван калита - нет. но святость - это не орден, который могут дать, а могут и обойти из вредности. святость устанавливается церковью по строго прописанному канону. михаил всеволодович черниговский принял мученическую смерть за христианскую веру (был убит за отказ поклониться монгольским идолам) , поэтому канонизирован в чине святого. михаил ярославич тверской и александр ярославич невский канонизированы в чине благоверных (так прославляются монархи за праведную жизнь) , они оба в конце жизни приняли схиму и умерли монахами. иван данилович калита был великим государственным деятелем, но по целому ряду причин к святости отношения не имеет. поэтому и житие ему не полагается. только упоминания в летописях.