К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы видели, что положение крестьян ухудшалось непрерывно в XVIII в. Столкновение интересов помещика, строившего все свое хозяйство на даровом труде крестьянина, с интересами крестьянина, сознававшего себя не рабом, а гражданином, было непримиримо и разрешалось, законом и жизнью, в пользу помещика. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. Поэтому, не отступаясь от своих воззрений, она в то же время поступала вопреки им. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы, и... широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших за течением века. И чем дальше, тем больше становилось таких людей.
Зодчество и другая культура были прерваны татаро-монгольским нашествием, лучшие мастера были убиты или обращены в рабство. Церкви и монастыри разрушены.
В архитектуре в 13 веке в условиях раздробленности стали усиливаться местные традиции. Стали работать только русские мастера, работали новгород-псковская и владимиро-суздальская школа. Владимиро-суздальский центр зодчества продолжил традиции Византии и южной Руси и внесли идеи Западной Европы. В 20-е 30-не годы 13 века были построены Рождественский и Георгиевский соборы. В новгород-псковской школе стали строиться простые церкви с одной главой, новгородская архитектура отличалась монументальностью, отсутствием декоративности. В конце 13 века был построен силами возрождающейся архитектуры собор в Твери. В 14 веке в Новгороде был центр строительства из камня. Были построены два храма, в которых были легкие, торжественные формы. Церкви были украшены фресками и крестами. Зодчество развивалось и в Пскове, строились оборонные сооружения, были построены крепость и кремль из камня. В 14 веке началось возведение храмов и церквей в Московском княжестве ,зодчество стало отражать центральную власть, успехи московских князей. Был возведен кремль в москве из белого камня, собор в Коломне, использовались черты владимирского зодчества.В Москву перебирались лучшие мастера в строительстве, иностранные мастера.
Зодчество и другая культура были прерваны татаро-монгольским нашествием, лучшие мастера были убиты или обращены в рабство. Церкви и монастыри разрушены.
В архитектуре в 13 веке в условиях раздробленности стали усиливаться местные традиции. Стали работать только русские мастера, работали новгород-псковская и владимиро-суздальская школа. Владимиро-суздальский центр зодчества продолжил традиции Византии и южной Руси и внесли идеи Западной Европы. В 20-е 30-не годы 13 века были построены Рождественский и Георгиевский соборы. В новгород-псковской школе стали строиться простые церкви с одной главой, новгородская архитектура отличалась монументальностью, отсутствием декоративности. В конце 13 века был построен силами возрождающейся архитектуры собор в Твери. В 14 веке в Новгороде был центр строительства из камня. Были построены два храма, в которых были легкие, торжественные формы. Церкви были украшены фресками и крестами. Зодчество развивалось и в Пскове, строились оборонные сооружения, были построены крепость и кремль из камня. В 14 веке началось возведение храмов и церквей в Московском княжестве ,зодчество стало отражать центральную власть, успехи московских князей. Был возведен кремль в москве из белого камня, собор в Коломне, использовались черты владимирского зодчества.В Москву перебирались лучшие мастера в строительстве, иностранные мастера.