в 1956 г. в анголе несколько нелегальных организаций и кружков объединились в народное движение за освобождение анголы (мпла) от португальцев. основным средством была вооруженная борьба. партизанская война продолжалась почти 15 лет. этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пути освобождения. несмотря на все препятствия, в 1973 г. мпла контролировала треть территории анголы.
в январе 1975 г. правительство португалии, где произошла революция, подписало соглашение о переходе анголы к независимости. однако вскоре началась война между мпла и другими группировками, поддержанными армией юар, а также сша.
на стороне мпла выступило большинство населения, его поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. существенную роль в военных действиях сыграли кубинские войска. кровопролитные бои продолжались до начала 1976 г., хотя независимость страны была провозглашена 11 ноября 1975 г.
в 1962 г. в мозамбике появилась партия фронт освобождения мозамбика (фрелимо). в 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, переросшее в партизанскую войну против португалии. 25 июня 1975 г. мозамбик был провозглашен независимым государством, власть перешла к фрелимо. правительство мозамбика, как и анголы, объявило об ориентации на социализм.
после обретения независимости в анголе и мозамбике наступили длительные периоды нестабильности, против правительств вели вооруженную борьбу оппозиционные группировки, получавшие западных стран. лишь в 90-е гг. xx в. начались процессы национального примирения.
в 1980 г. после долгой борьбы населения получила независимость зимбабве. в 1990 г. свободу обрела намибия.
иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv — середине xvi веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая монастырское землевладение. в результате, иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения константинополя в1453. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит зосима не был сторонником иосифлян, подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»).
в 1956 г. в анголе несколько нелегальных организаций и кружков объединились в народное движение за освобождение анголы (мпла) от португальцев. основным средством была вооруженная борьба. партизанская война продолжалась почти 15 лет. этническая пестрота и давние междоусобицы создавали трудности на пути освобождения. несмотря на все препятствия, в 1973 г. мпла контролировала треть территории анголы.
в январе 1975 г. правительство португалии, где произошла революция, подписало соглашение о переходе анголы к независимости. однако вскоре началась война между мпла и другими группировками, поддержанными армией юар, а также сша.
на стороне мпла выступило большинство населения, его поддержали социалистические страны и большинство африканских государств. существенную роль в военных действиях сыграли кубинские войска. кровопролитные бои продолжались до начала 1976 г., хотя независимость страны была провозглашена 11 ноября 1975 г.
в 1962 г. в мозамбике появилась партия фронт освобождения мозамбика (фрелимо). в 1964 г. началось всеобщее вооруженное восстание, переросшее в партизанскую войну против португалии. 25 июня 1975 г. мозамбик был провозглашен независимым государством, власть перешла к фрелимо. правительство мозамбика, как и анголы, объявило об ориентации на социализм.
после обретения независимости в анголе и мозамбике наступили длительные периоды нестабильности, против правительств вели вооруженную борьбу оппозиционные группировки, получавшие западных стран. лишь в 90-е гг. xx в. начались процессы национального примирения.
в 1980 г. после долгой борьбы населения получила независимость зимбабве. в 1990 г. свободу обрела намибия.
иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv — середине xvi веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая монастырское землевладение. в результате, иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения константинополя в1453. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит зосима не был сторонником иосифлян, подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»).