БАЛОВ НЕ ЖДУТ
1. Этот князь совершил карательную экспедицию в Тверскую землю, организованную ордынцами, и получил от Орды право сбора ордынской дани: А) Иван Калита; Б) Симеон Гордый; В) Иван Красный; Г) Дмитрий Донской.
2. В битве на Куликовом поле русскими воинами руководил князь Дмитрий Иванович, а ордынцами: А) Ахмат; Б) Чингисхан; В) Мамай; Г) Батый.
3. Битва на Куликовом поле началась поединком двух богатырей. Ордынцы выставили Челубея, а русские: А) Родиона Осляби; Б) Александра Пересвета; В) Дмитрия Донского; Г) Дмитрия Боброка.
4. Назовите имя русского митрополита, который сумел отстоять позиции Москвы при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче: А) митрополит Максим; Б) митрополит Пётр; В) митрополит Феогност; Г) митрополит Алексий.
5. Он был сторонником братской любви и единения; он благословил Дмитрия Донского на битву; он был причислен к лику святых. Это сказано о: А) митрополите Макарии; Б) настоятеле Троицкого монастыря Сергии Радонежском; В) митрополите Петре; ) митрополите Филиппе.
6. Князья, участвовавшие в междоусобной борьбе в Московской земле в 1433-1453гг: А) Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский; Б) Ягайло, Витовт; В) Василий Косой, Дмитрий Шемяка; Г) Ярослав Осмомысл, Даниил Романович.
7. Какое событие привело к тому, что русские вновь должны были платить дань Орде: А) поход Тамерлана (Тимура); Б) Мамаево нашествие; В) Дюденевый набег; Г) нашествие Тохтамыша на Москву.
8. Установите соответствие.
Понятие Определение
1. Пожилое А. Земельное владение, предоставлявшееся за службу без права наследования.
2. Вотчина Б. Земельное владение, передававшееся по наследству.
3. Поместье В. Ежегодная выплата Орде
Г. Денежная плата, которую крестьянин отдавал землевладельцу в случае своего перехода к другому землевладельцу.
Одно лишнее
Тянь-Шане. Наиболее известный памятник – процарапанная надпись на внешней стороне серебряной чаши, выполненной побактрийскому образцу. Обнаружена она примерно в 1982 при раскопках кургана Иссык в Семиречье (Казахстан) и принадлежит ираноязычному народу саки. В кургане был захоронен т. н. «Золотой человек» . Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность и, скорее всего, к ней восходящей.
С. Руденко первым выдвинул гипотезу о принадлежности Пазырыкских курганов Алтая племенам да-юечжей (средне-китайское «юечжи» реконструируется, как saquda – «скифы» или «согды») , из среды которых вышли кушаны. В свое время Вяч. Вс. Иванов интерпретировал надпись на серебряном сосуде из кургана Иссык, как тохарскую. Язык единственной кушанской, достоверно прочитанной надписи этим письмом (дополненным буквами греческого алфавита) , – Дашти Навур – близок к сакской группе языков, в частности, хотано-сакскому, ареал распространения которого в Восточном Туркестане.
Лившиц В. А. Надпись из Гильберджина // сб. «Древняя Бактрия» , М. 1976;
Руденко С. И. , Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. -Л. , 1953