Қазақстанның ХХ ғасырдың басындағы әлеуметтік-экономикалық жағдайы. 2- сабақ
Мәтіндегі бос орынға дұрыс сөзді қой.
Ә. Бөкейханов кадеттер, трудовиктер мен социал-демократтар шақырған бұрынға мемлекеттік Дума
мүшелерінің Выборгтері жиналысына қатысты. Сол үшін Санкт-Петербург сот палатасы Ә.Бөкейхановқа 3
ай түрмеге қамауға үкім шығарып,
л түрмесіне қамалды. Содан кейін Самараға жер
аударды.
Семей
Жаркент
& Aprka
ep
Қарқаралы
Орынбор
Омбы
В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаш (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук)[2], сидящего на троне. В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем, — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляется, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.
В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности(«невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.