В Европейской России в 1905 г. крестьянам принадлежало более трети земли (138,7 млн десятин — так называемые надельные земли), находившейся в сельскохозяйственном использовании (всего такой земли было около 440 млн десятин). Около четверти этой земли являлось частнособственнической (101,6 млн десятин), а остальную часть составляли государственные, удельные (принадлежавшие императорской фамилии), церковные и другие владения. В 1905 г. 66% дворянских семей не являлись землевладельцами, однако меньшая их часть, 34%, владела 53 млн десятин — такое же количество земли крестьяне брали в аренду. Многие помещики по-прежнему вели хозяйство на полуфеодальной основе: сдавали часть пашни в аренду крестьянам, которые за это обрабатывали помещичью запашку, используя, как правило, свой инвентарь. Отдельные помещики сокращали до минимума собственную запашку, но крестьяне получали от них землю на самых кабальных условиях. В некоторых помещичьих хозяйствах полуфеодальные и капиталистические методы хозяйствования тесно переплелись, дополняя друг друга. Вместе с тем — и в этом секрет её сохранения властями — община являлась сельской административной единицей. Как признавался С. Ю. Витте, селянин «перестал быть крепостным помещика, но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительским оком земского начальника». С «административно-полицейской точки зрения», пояснял Витте, община была очень удобна: «легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности». В начале XX в. община стала особо заметно тормозить развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовать созданию рынка свободной рабочей силы и купле-продаже земли.
Марийская традиционная религия (язычество) включает в себя исторически сложившуюся систему представлений, ритуалов, этических норм, основанных на вере в сверхъестественное. Религиозные верования марийцев охватывали все сферы жизни общества, определяли образ жизни народа, характер, мировоззрение и ценностные ориентации.Древние марийские культы связаны с природой, лесом, деревьями. Самыми почитаемыми деревьями были береза и рябина. Поклонение силам природы (солнцу, воде и ветру) занимало центральное место в религии народа мари. В качестве тотемных животных почитались медведь, лось, водоплавающая птица. С развитием производящих отраслей, земледелия и животноводства традиционные культы дополнялись верованиями и ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Так в верованиях марийцев оформились культ природы (почитание растений, животных, птиц, небесных светил, объектов и явлений земной природы), семейно-родовой культ (почитание домашнего очага, культ огня, духов), культ предков, аграрный культ (общинное почитание покровителей земледелия – божеств земли, неба, стихийных сил природы).
В Европейской России в 1905 г. крестьянам принадлежало более трети земли (138,7 млн десятин — так называемые надельные земли), находившейся в сельскохозяйственном использовании (всего такой земли было около 440 млн десятин). Около четверти этой земли являлось частнособственнической (101,6 млн десятин), а остальную часть составляли государственные, удельные (принадлежавшие императорской фамилии), церковные и другие владения. В 1905 г. 66% дворянских семей не являлись землевладельцами, однако меньшая их часть, 34%, владела 53 млн десятин — такое же количество земли крестьяне брали в аренду. Многие помещики по-прежнему вели хозяйство на полуфеодальной основе: сдавали часть пашни в аренду крестьянам, которые за это обрабатывали помещичью запашку, используя, как правило, свой инвентарь. Отдельные помещики сокращали до минимума собственную запашку, но крестьяне получали от них землю на самых кабальных условиях. В некоторых помещичьих хозяйствах полуфеодальные и капиталистические методы хозяйствования тесно переплелись, дополняя друг друга. Вместе с тем — и в этом секрет её сохранения властями — община являлась сельской административной единицей. Как признавался С. Ю. Витте, селянин «перестал быть крепостным помещика, но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительским оком земского начальника». С «административно-полицейской точки зрения», пояснял Витте, община была очень удобна: «легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности». В начале XX в. община стала особо заметно тормозить развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовать созданию рынка свободной рабочей силы и купле-продаже земли.
Марийская традиционная религия (язычество) включает в себя исторически сложившуюся систему представлений, ритуалов, этических норм, основанных на вере в сверхъестественное. Религиозные верования марийцев охватывали все сферы жизни общества, определяли образ жизни народа, характер, мировоззрение и ценностные ориентации.Древние марийские культы связаны с природой, лесом, деревьями. Самыми почитаемыми деревьями были береза и рябина. Поклонение силам природы (солнцу, воде и ветру) занимало центральное место в религии народа мари. В качестве тотемных животных почитались медведь, лось, водоплавающая птица. С развитием производящих отраслей, земледелия и животноводства традиционные культы дополнялись верованиями и ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Так в верованиях марийцев оформились культ природы (почитание растений, животных, птиц, небесных светил, объектов и явлений земной природы), семейно-родовой культ (почитание домашнего очага, культ огня, духов), культ предков, аграрный культ (общинное почитание покровителей земледелия – божеств земли, неба, стихийных сил природы).