1)в XIII— XV вв. Он шел из стран Средиземноморья через причерноморские степи, пересекая Волгу и Урал, приводил в земли савроматов в Южном Приуралье, к Иргизу, Ишиму и Иртышу на Алтай. По нему распространялись китайский шелк, иранские ковры, драгоценные меха. В середине XIII в. по степному пути пришли дипломаты Плано Карпини и Вильгельм Рубрук. Но тогда он проходил южнее: из города Каффы в Крыму в Тану в устье Дона, в Сарай на Волге, Сарайчик на Урале, Ургенч в Хорезме, Отрар на Сырдарье, далее по северным склонам Каратау в низовья Таласа, а оттуда в Семиречье и вдоль побережья Алакуля в Монголию и Китай. (1 рис)
2)Другое направление «Шелкового пути» из Сирии, Ирана вело в Среднюю Азию и далее через Южный Казахстан и Семиречье по побережью Иссык-Куля через горные перевалы в Кашгарию, Китай и Японию. Этот путь функционировал в VI—XII вв. На нем располагались такие известные города, как Сайрам (Испиджаб), Касри-бас, Тараз, Кулан, Мерке, Нузкет, Джуль, Навакет, Суяб, Баласагун. В X веке становится оживленным отрезок пути, проходивший через Илийскую долину, где находились Тальхир, Екиогуз, Койлык, Илибалык. Североилийский и южноилийский пути вели в Алмалык, первый через Джунгарские ворота, второй через долины Усека и Хоргоса. (2 рис.)
С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население. Говоря о “централизации” следует иметь в виду два процесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, “родословцев”, отдельных феодальных родов и семей.
Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи “дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу дворянства.
Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.
(1 рис)
2)Другое направление «Шелкового пути» из Сирии, Ирана вело в Среднюю Азию и далее через Южный Казахстан и Семиречье по побережью Иссык-Куля через горные перевалы в Кашгарию, Китай и Японию. Этот путь функционировал в VI—XII вв. На нем располагались такие известные города, как Сайрам (Испиджаб), Касри-бас, Тараз, Кулан, Мерке, Нузкет, Джуль, Навакет, Суяб, Баласагун. В X веке становится оживленным отрезок пути, проходивший через Илийскую долину, где находились Тальхир, Екиогуз, Койлык, Илибалык. Североилийский и южноилийский пути вели в Алмалык, первый через Джунгарские ворота, второй через долины Усека и Хоргоса. (2 рис.)
С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население. Говоря о “централизации” следует иметь в виду два процесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, “родословцев”, отдельных феодальных родов и семей.
Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя. Затем появляются княжьи “дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу дворянства.
Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.