A1. Прародиной человечества является: 1) Азия
2) Европа
3) Австралия
4) Восточная Африка
А2. Религиозные верования появились, потому что:
1) возникла письменность
2) древнейшие люди научились рисовать на стенах пещер
3) главными занятиями людей стали земледелие и скотоводство
4) люди не могли понять причины многих природных явлений
А3. В соседской общине в отличие от родовой:
1) жили кровные родственники
2) люди изготавливали орудия труда
3) общинники совместно добывали пищу
4) общинники делились на знатных и незнатных
А4. Египет расположен:
1) на Синайском полуострове
2) от истоков реки Нил до дельты
3) вдоль побережья Средиземного моря
4) по берегам реки Нил от первого порога до Средиземного моря
А5. Правителей Древнего Египта называли:
1) вельможи
2) королями
3) фараонами
4) вождями
А6. Земледелие стало для египтян главным занятием, потому что в Египте:
1) часто шли дожди
2) протекало много полноводных рек
3) был очень бедный животный мир
4) в долине Нила земля была мягкой и плодородной
А7. В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах, потому что:
1) был создан алфавит
2) раньше, чем у других народов, возникло государство
3) был найден подходящий материал для письма
4) возник Человек разумный
А8. Прочтите отрывок из документа и определите, кем был человек, о котором идет речь.
Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыги и кирки. Ты не будешь носить корзину, избавит это тебя от доли гребущего веслом. Он удален от тягот. Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками… < ... > — это тот, кто облагает Верхний и Нижний Египет; он — тот, кто получает подати от них; он — тот, кто исчисляет имущество всякого. Все солдаты подчинены ему.
1) писец
2) старейшина
3) ремесленник
4) земледелец
А9. В Финикии в отличие от Двуречья:
1) был жаркий климат
2) отсутствовал строевой лес
3) отсутствовали полноводные реки
4) почва была мягкой и плодородной
A10. Какую цель преследовали законы царя Хаммурапи?
Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.
1) запрещали рукоприкладство
2) закрепляли общественное неравенство
3)признавали за рабом право на защиту своей жизни и достоинства
4) защищали в первую очередь интересы крестьян и ремесленников
A11. Библейский старец на ковчеге во время потопа:
1) Ной
2) Адам
3) Давид
4) Моисей
A12. Первым правителем единого Китая был:
1) Ашока
2) Конфуций
3) Кир Великий
4) Цинь Шихуан
А13. Какое правило поведения сформулировал Конфуций для правителя государства?
1) воспитывать подданных своим примером
2) быть жестоким с подданными
3) вести завоевательные войны
4) отказаться от богатства
A14. В Древней Греции земледельцы пахали исключительно на быках, потому что:
1) почвы в Греции были каменистыми и твердыми
2) быки были священными животными
3) быки были более спокойными животными
4) в Греции не было коров
A15. Афинская знать была недовольна законами Солона, потому что он:
1) отменил частную собственность
2) лишил знать даровых рабочих рук
3) приказал изгнать из Афин всех знатных людей
4) запретил знатным людям участвовать в управлении государством
А16. Какое событие произошло позднее других?
1) завоевательные походы фараона Тутмоса
2) первые Олимпийские игры
3) Греко-персидские войны
4) Троянская война
A17. В чем сходство современного театра и древнегреческого?
1) представления устраиваются каждый день
2) актеры играют в специальной обуви и масках
3) в конце каждого представления выбирается лучший автор и актер
4) актеры разыгрывают представления, специально написанные для театра
A18. В чем состояло значение Греко-персидских войн?
1) греки отстояли свою независимость
2) Греция стала хозяйкой Средиземноморья
3) во всей Греции было ликвидировано рабство
4) персидский царь присоединил Грецию к своим владениям
A19. Для Спартанского государства было характерно:
1) использование труда илотов
2) высокое развитие культуры
3) господство демократии
4) отсутствие войн
А20. В Римском государстве, в отличие от Афинского, в IV в. ДО н. э.:
1) народные трибуны обладали правом вето
2) власть консулов передавалась по наследству
3) народное собрание было высшим органом власти
4) за исполнение государственных должностей платили
60
С присоединением земель к Литве (а именно: Юго-Западной и Западной Руси) Литовское княжество стало великим Литовско-Русским государством.
9/10 его населения составляли украинцы и белорусы. Не изменилась система княжеского управления, только место Мономах овичей заняли Гедиминовичи. Русские бояре охотно шли в литовское войско, вступали на службу к новому правительству. Государственным языком здесь был древнерусский (близкий к украинскому и белорусскому) . Русская Правда стала основным источником права, литовская знать крестилась русскими именами, принимала православную веру.
Русские земли, с их высоким уровнем культуры, правом оказали огромное влияние на политическую и общественную жизнь Литовского государства. Так создавалось могущественное Литовско-Русское государство, основной ячейкой которого стала русская государственность. Князь Ольгерд был убежден, что «вся Русь должна принадлежать Литве» , и во второй половине XIV века он начал ее «собирание» , значительно раньше Московского княжества, которое стало на путь такой политики только в XV веке.