соперничества востока и запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. в ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие под названием «эпоха крестовых походов».
в xi веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в передней азии. к 1085 году они взяли под контроль большую часть ирана и месопотамии, сирию и палестину, включая иерусалим, отняли у византийцев всю малую азию, овладели антиохией.
положение византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен констанинополя. военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император алексей i комнин обратился за к папе римскому урбану ii.
император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — иерусалим захвачен неверными, гроб господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.
на самом деле это было правдой лишь отчасти. действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. спасать необходимо было не веру, а византийскую империю.
до алексея i комнина византийские императоры обращались за в рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «великая схизма». западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора византии было крайней мерой.
соперничества востока и запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. в ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие под названием «эпоха крестовых походов».
в xi веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в передней азии. к 1085 году они взяли под контроль большую часть ирана и месопотамии, сирию и палестину, включая иерусалим, отняли у византийцев всю малую азию, овладели антиохией.
положение византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен констанинополя. военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император алексей i комнин обратился за к папе римскому урбану ii.
император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — иерусалим захвачен неверными, гроб господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.
на самом деле это было правдой лишь отчасти. действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. спасать необходимо было не веру, а византийскую империю.
до алексея i комнина византийские императоры обращались за в рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «великая схизма». западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора византии было крайней мерой.