В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному московскому собору Успения Богородицы, отстроенному при Иване III, деде нынешнего великого князя. В тяжелых меховых шубах, соболиных, горностаевых, беличьих, крытых то восточными шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, плавно двигались бояре. В толпе зрителей кафтаны купцов и гостей перемежались и сермягами мастеровых и холопов. Завороженная великолепием шествия и серьезностью происходящего, толпа застыла. Шутка ли, венчание на царство. Такого Москва еще не видала. Правда, 49 лет тому назад в этом же Успенском соборе венчали двоюродного брата Ивана IV, малолетнего Дмитрия — внука Ивана III, но не на царство, а на великое княжение. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.
Имя Макария связано с составлением Великих Четьих Миней. Работу по частичному написанию, собиранию, систематизации всех «чтомых книг» на Руси он начал еще в Новгороде в 1529 году, а продолжил в Москве. Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Здесь и «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона (середина XI века), труды епископа Туровского Кирилла (XII век), «Паломник» игумена Даниила (XII век), труды Пахомия Серба (XV век), Послания всероссийских митрополитов и т.д. В Минеях нашли место памятники духовной литературы, жития святых, в том числе вновь канонизированных, поучения, памятники борьбы с ересями, с татарским игом, космологией. «Четьи Минеи» являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами Стоглавого собора и Соборов для канонизации - именно обновить и возвеличить Русскую Церковь, - написал академик А.С. Орлов.
Огромным было влияние Макария на русское искусство, в частности, на иконописное. Искусство XVI века утрачивает местные особенности и создается стиль единого Московского государства. Реально это было связано с переходом митрополита в Москву и перемещением с ним новгородских и псковских мастеров иконописи, которые слились с московскими мастерами, образовав «макарьевскую мастерскую». Важнейшим памятником мастерской является, например, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - знаменитый памятник Казанской победы.
В Кремле медленно и чинно двигалась процессия. Из великокняжеского дворца она направлялась к главному московскому собору Успения Богородицы, отстроенному при Иване III, деде нынешнего великого князя. В тяжелых меховых шубах, соболиных, горностаевых, беличьих, крытых то восточными шелками с яркими разводами, то итальянским бархатом, то фландрским сукном, плавно двигались бояре. В толпе зрителей кафтаны купцов и гостей перемежались и сермягами мастеровых и холопов. Завороженная великолепием шествия и серьезностью происходящего, толпа застыла. Шутка ли, венчание на царство. Такого Москва еще не видала. Правда, 49 лет тому назад в этом же Успенском соборе венчали двоюродного брата Ивана IV, малолетнего Дмитрия — внука Ивана III, но не на царство, а на великое княжение. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.
Имя Макария связано с составлением Великих Четьих Миней. Работу по частичному написанию, собиранию, систематизации всех «чтомых книг» на Руси он начал еще в Новгороде в 1529 году, а продолжил в Москве. Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Здесь и «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона (середина XI века), труды епископа Туровского Кирилла (XII век), «Паломник» игумена Даниила (XII век), труды Пахомия Серба (XV век), Послания всероссийских митрополитов и т.д. В Минеях нашли место памятники духовной литературы, жития святых, в том числе вновь канонизированных, поучения, памятники борьбы с ересями, с татарским игом, космологией. «Четьи Минеи» являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами Стоглавого собора и Соборов для канонизации - именно обновить и возвеличить Русскую Церковь, - написал академик А.С. Орлов.
Огромным было влияние Макария на русское искусство, в частности, на иконописное. Искусство XVI века утрачивает местные особенности и создается стиль единого Московского государства. Реально это было связано с переходом митрополита в Москву и перемещением с ним новгородских и псковских мастеров иконописи, которые слились с московскими мастерами, образовав «макарьевскую мастерскую». Важнейшим памятником мастерской является, например, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - знаменитый памятник Казанской победы.