Это самые трагические века в руси - татаро-монгольское иго. во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. в плен угнаны лучшие мастера. возрождение всей культуры происходит после куликовской битвы (1380 г.) . 1. летописание. со второй трети xiii в. затухает практически во всех городах, кроме новгорода. но в начале xiv в. возникают новые центры летописания, в том числе и в москве, которая все больше и больше начинает возвышаться. 2. архитектура. каменное зодчество практически не развивается, т. к. татаро-монголы угоняли в плен всех мастеров. опять же, в новгороде лишь в конце xiii в. появляется первый (после первой трети xiii в. ) каменный храм. поскольку навыки строительной техники во многом были утрачены, это был уже новый тип храма, в котором не использовалась плинфа (домонгольский кирпич) и цемянка (раствор с добавлением толченого кирпича-плинфы) . в xiv в. в новгороде был расцвет строительной деятельности. храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные, с трехлопастным завершением, часто с внутристенной лестницей на полати (хоры) . в москве первые каменные постройки появляются с xiv в. при иване калите; эти храмы не дошли до нашего времени. в 1367 г. был построен первый белокаменный кремль - при князе дмитрии ивановиче (в будущем - донском) . 3. xiv в. знаменуется появлением повестей о страшных событиях, связанных с установлением ига ("повесть о разорении рязани батыем", "сказание о мамаевом побоище" и др.) . 4. устное народное творчество. многочисленные былины и сказания ("сказание о невидимом граде китеже", былины о садко и василии буслаеве) . 5. живопись. с xiv в. на руси немало византийских мастеров изобразительного искусства, самый известный из них - феофан грек. во второй половине xiv в. несколько храмов на руси были расписаны феофаном греком (его фрески сохранились лишь в новгородской ц. спаса преображения на ильине улице, построена в 1374 г. , расписана в 1378 г.) . в самом конце xiv в. феофан переезжает в москву, где занимается росписью храмов и иконописью. 6. религия. александр невский в 1242 г. одержал победу над рыцарями, на чудском озере. значение этой победы огромное еще и потому, что русь избежала насильственной смены конфессии - ватикан хотел, чтобы русь приняла католичество. что касается татаро-монголов, то они не притесняли православных служителей культа. с xiv в. на руси ведется массовое строительство монастырей, причем, в отдаленных от городов местах.
На мой взгляд, Владимир Святославич (Красное Солнышко) (980-1015) причислен к лику святых, благодаря своему вкладу в развитии Христианства на Руси. В 988 году, после посещения Византии, он решил крестить родную землю. Тем более его родная бабушка - княгиня Ольга - приняла христианство ещё в 957 году, а позже хотела крестить и внуков, но её сын - Святослав, не позволил ей этого, и тогда она стала обучать христианским обычаям и молитвам своих внуков. Но после крещения Руси, насколько мне известно, долго не могли заставить принять христианскую веру жителей Новгорода. После принятия христианства 1) ускорилось объединение древнерусских народов 2) создание единой государственности и един. церковной организации 3) ускорение социального разделение общ-ва 4) укрепление центральной власти 5) развитие и формирование единой русской культуры. При Владимире I была построена Десятинная церковь (10 век), кажется пр неём была построена Киево-Печорская лавра...
После принятия христианства 1) ускорилось объединение древнерусских народов 2) создание единой государственности и един. церковной организации 3) ускорение социального разделение общ-ва 4) укрепление центральной власти 5) развитие и формирование единой русской культуры.
При Владимире I была построена Десятинная церковь (10 век), кажется пр неём была построена Киево-Печорская лавра...