5. Почему репрессиям в первую очередь подверглась национальная интеллигенция Казахстана? Почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»?
6. «Лжеактивисты», «бельсенды». Кто эти люди? Как вы думаете, почему они появились? Кто такие маргиналы?
7. Представителей каких социальных групп также относили к «врагам народа»? И почему? В чем обвинялись люди в годы сталинских репрессий?
За какие «деяния», человека могли посадить в тюрьму или отправить в ссылку? (Посмотрите статью 58 Уголовного кодекса РСФСР)
8. Как и в чем проявился тоталитаризм на территории Казахстана?
9. Какие лагеря были созданы на территории Казахстана? Для чего они были созданы? Что вы можете рассказать об этих лагерях?
10. Как вы думаете, почему всё еще на полностью открыты архивы правоохранительных органов, касающиеся политических репрессий? Насколько это оправдано?
До конца XVI в. было напечатано 20 книг церковно-религиозного содержания. Появление книгопечатания в России имело огромное культурное значение, но ведущее место в XVI и XVII вв. по-прежнему занимала рукописная книга.
Никоновская летопись показывала историю Московского царства как мировой державы, а Ивана IV - достойным преемником римских и византийских императоров. Один из списков Никоновской летописи содержал 16 тыс. миниатюр, цветных иллюстраций, за что и получил название Лицевого свода (лицо - изображение).
Но в XVI в. летописание начинает уходить на второй план, его вытесняют произведения на историческую тему. В частности в самом начале царствования Ивана IV в 50-х гг. был написан "Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича". В нем были описаны события с 1534 по 1553 гг. и содержалась идея необходимости установления царской власти на Руси.
Одним из замечательных памятников русской исторической литературы XVI в. стала "Книга степенная царского родословия", которую в 1563 г. составил духовник царя Андрей при участии митрополита Макария. Книга представляет собой выборку из летописей от Рюрика до 1559 г., представляющей историю Руси в форме 17 княжеских житий, каждое из которых как бы "степень" (ступень) восходящей на небо лестницы, подобной тем, которые являлись в видениях святому Иоанну Лествичнику, державшему лестницу на небо. Составитель проповедовал божественность царской власти и московского царя изобразил как единственного законного наследника киевских князей, происхождение которых велось от римского императора Августа. В "Степенной книге" были представлены жизнеописания только тех князей, которые являлись прямыми предками Ивана IV.