5. чому царська влада особливо боялася поширення серед українців освіти на рідній мові? про які « політичні наслідки » поширення української мови говорив міністр валуєв?
военная демократия — особая общественно-политическая стадия в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому, на которой еще сохраняются элементы старой, родоплеменной организации общества и появляются новые черты, свидетельствующие о складывании предпосылок для формирования государственности. термин ввел в научный оборот л. г. морган в работе «древнее общество» для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. процесс разложения родовой общины объяснялся рядом и социальных причин.
успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную; создание более усовершенствованных орудий труда; отделение ремесла от сельского хозяйства — все это приводило к изменениям в социальной структуре общества. исчезала жесткая необходимость использования совместного труда всей общины (рода) — появилась производственная возможность выхода отдельных семей из общины, захвата ими участков общинной (пахотной) земли в частную собственность. соседские отношения теперь становились важнее, чем кровнородственные связи — на смену родовой общине (у славян — верви) приходила община соседская (территориальная).
в этой общине нарастало имущественное и социальное неравенство. частная собственность и увеличение полученного прибавочного продукта (результата труда) на присвоенных участках земли, а также войны (межплеменные столкновения) обогащали и усиливали определенную (небольшую часть) соплеменников. у них рождалась потребность в такой организации общества, которая обеспечила бы неприкосновенность владений. следовательно, появлялась необходимость создания нового социального слоя, стоящего на страже земельных границ соседской общины и имущества. постепенно занятие исключительно военным делом становилось постоянным — появлялась профессиональная вооруженная сила (дружина), а с ее военные предводители (князья) и знать (боярство) захватывали административно-политическую власть и превращали ее в наследственную.
в то же время не вся общинная земля сразу перешла в частное владение — в общей собственности оставались луга, выпасы, лесные и речные угодья. сохранялась и личная свобода общинников и привычный порядок решения важнейших вопросов — народные собрания (у славян — вече). в минуту внешней опасности на защиту территории общины вставало народное ополчение. все это были остатки демократии, характерной для родоплеменного строя.
таким образом, сочетание новых и старых общественных элементов создавало своеобразие переходной формы организации общества, в котором новые элементы еще не могли сразу утвердиться, а старые — быстро отмереть. эту переходную форму определяют как военную демократию, так как в народном собрании участвовали вооруженные воины, а авторитет и власть вождя подкреплялись имевшейся у него военной силой.
Раздробленность на руси сказалась негативно на войска.не смотря на то, что войска превосходили татаро-монголов в вооружении и тактиках, основную проблему составляла военная организация. феодальная раздробленность и большие расстояния между не давали сконцентрировать значительные военные силы.основной силой в войсках были кочевники, которые в боевой подготовке уступали кочевникам. исключение составляла княжеская дружина, но их числа были не настолько большими. также стоит отметить, что каждый князь заботился именно о своем войске, что тоже мешало единству на поле боя.
военная демократия — особая общественно-политическая стадия в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому, на которой еще сохраняются элементы старой, родоплеменной организации общества и появляются новые черты, свидетельствующие о складывании предпосылок для формирования государственности. термин ввел в научный оборот л. г. морган в работе «древнее общество» для обозначения организации власти в древнегреческом обществе на стадии разложения первобытнообщинного строя. процесс разложения родовой общины объяснялся рядом и социальных причин.
успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную; создание более усовершенствованных орудий труда; отделение ремесла от сельского хозяйства — все это приводило к изменениям в социальной структуре общества. исчезала жесткая необходимость использования совместного труда всей общины (рода) — появилась производственная возможность выхода отдельных семей из общины, захвата ими участков общинной (пахотной) земли в частную собственность. соседские отношения теперь становились важнее, чем кровнородственные связи — на смену родовой общине (у славян — верви) приходила община соседская (территориальная).
в этой общине нарастало имущественное и социальное неравенство. частная собственность и увеличение полученного прибавочного продукта (результата труда) на присвоенных участках земли, а также войны (межплеменные столкновения) обогащали и усиливали определенную (небольшую часть) соплеменников. у них рождалась потребность в такой организации общества, которая обеспечила бы неприкосновенность владений. следовательно, появлялась необходимость создания нового социального слоя, стоящего на страже земельных границ соседской общины и имущества. постепенно занятие исключительно военным делом становилось постоянным — появлялась профессиональная вооруженная сила (дружина), а с ее военные предводители (князья) и знать (боярство) захватывали административно-политическую власть и превращали ее в наследственную.
в то же время не вся общинная земля сразу перешла в частное владение — в общей собственности оставались луга, выпасы, лесные и речные угодья. сохранялась и личная свобода общинников и привычный порядок решения важнейших вопросов — народные собрания (у славян — вече). в минуту внешней опасности на защиту территории общины вставало народное ополчение. все это были остатки демократии, характерной для родоплеменного строя.
таким образом, сочетание новых и старых общественных элементов создавало своеобразие переходной формы организации общества, в котором новые элементы еще не могли сразу утвердиться, а старые — быстро отмереть. эту переходную форму определяют как военную демократию, так как в народном собрании участвовали вооруженные воины, а авторитет и власть вождя подкреплялись имевшейся у него военной силой.