30 !
в стихотворении хорватского поэта марко марулича (вторая половина xv-начала xvi века) «молитва против турок» отражены бедствия славян на полуострове во время османского завоевания. прочитайте и выполните : «поля, и весь, и град, ограбив, турок сжег. стенает, стар и млад, всех в рабство он увлек. юнаков пала рать, иссечена мечом. кто не успел бежать – стенает под бичом. враг и детей рубил в объятьях матерей, безжалостно губил невинность дочерей, он знал корысть одну, он семьи разрывал: здесь продавал жену, а мужа там сбывал. низвергнут алтари, святыни поругал, твои монастыри с землею он сровнял, коней вводили в храм, проклятой ногой сынам твоим на срам топтали крест честной».
а) какие бедствия, принесенные османским завоеванием, называет поэт? какие настроения народа он выразил в этом стихотворении? б) в чем вы видите сходства в положении покоренных народов в мусульманских странах? ответ должен быть развернутым. в) опираясь на материалы видео консультации к уроку определите особенности власти османской империи и роль армии в ней. ответ должен содержать не менее 3-х предложений.
Во время крещения далеко не все жители края изъявляли желание принять новую веру. Как сообщают Н. А. Абрамов, а вслед за ним А. И. Сулоцкий: «около ста человек жителей Малого Атлыма, по предварительному убеждению шамана своего Полемхи, выехали с ним навстречу схимнику и все 6 августа охотно крестились, кроме тридцати человек, которые заранее убежали за Обдорск, в Воксарковы юрты и там поселились»[11]. В 1714 г. последовали примеру своих соседей и другие югорские князья: Подгородной волости — Никифор Еуров, Казымской — Дмитрий Юзорин, Куноватской — Игорь Данилов, Ляпинской – Матвей Шекшин, Сосьвинской — Петра Османов. Пожелал перейти в христианскую веру и Обдорский князь Тайша Гындин, но, как показали дальнейшие события, крещение он принял с единственной целью, — показать свою лояльность властям, а на деле оказывал всяческое сопротивление не только миссионерам, но и силой побуждал соседних князей отказаться от принятия христианства. Вслед за тем и многие их подданные по словам очевидцев «принимали крещение без сопротивления»[12]. В 1715 г. православные миссионеры побывали на реке Конде, где местный старейшина Нахрач Евплаев принял крещение и его примеру последовали все соплеменники.. В 1716-1718 гг. были предприняты экспедиции к сургутским остякам а так же в Нарымский и Кетский уезды, Мангазею и в Восточную Сибирь; а в 1719 г. в районы Томска, Енисейска, Туруханска и Иркутска.
Кроме крещения миссионерами одновременно велось уничтожение различных культовых атрибутов, так называемых «идолов и «шайтанов», служащих культовыми предметами поклонения. Участвовали в этом предприятии кроме самого митрополита и рядовые священники, «которые данное им поручение исполнили с успехом: крестили множество и истребили всех идолов, каких только нашли»[13].
Для «утверждения» вновь окрещенных в православии митрополитом в Березовском крае были оставлены священники игумен Гедеон и иеромонах Зиновий, в Сургутском округе — иеродиакон Никодим, в Пелымкском – священник Михаил Степанов. А «для надзирания и смотрения тамошняго ведомства над ясашными людьми» митрополит назначил Григория Новицкого и православного шведа Карпа Андреева[14]. С целью ограждения крещеных аборигенов от самоуправства наезжавших к ним русских казаков и купцов, Филофей (Лещинский) через Св. Синод настаивал на принятии указа «по защите инородцев», который был утвержден Сенатом в 1726 г. Согласно ему, «запрещалось притеснять инородцев», покупать их в рабство, продавать им алкогольные напитки, но положительных результатов он не дал, поскольку исполнение его легло на плечи региональных властей, в чем они не были заинтересованы.[15].
К 1717 г. большая часть аборигенного населения Березовского края была окрещена[16]. Своеобразной границей оказался Обдорск, где в тундровой зоне остались «кочующие инородцы» не пожелавшие принимать православную веру
Князь поддерживал принцип наемной армии, армии по западному образцу. Наемная армия, или армия тех, кто служит по контракту, при этом люди принимают решение служить добровольно. Наемники обычно хорошо вооруженные и хорошо обученные,они служат тем,кто имеет власть в стране. Также существует принудительное привлечение на службу без желания самого человека. В такой армии ее члены нацелены защищать страну от внешнего врага, они чувствуют связь себя и своей Родины, но зв время их службы за короткое время невозможно обучить солдат навыкам ведения боя и военных действий. В тоже время наемники обеспокоены больше своими доходами, чем результатом сражения, могут быть трусливыми, не обладать высокими моральными принципами, иметь убеждения защищать других людей. Моим мнением будет такое, что у обоих принципов комплектования армии есть достоинства и недостатки, значит надо формировать армию , используя оба принципа ее формирования.Таким образом, мы получим бое армию, соединяющую высокий моральный дух и стремление защищать принудительной армии и с высокими военными качествами наемной армии.Сам князь считал, что формировать армию нужно из дворян, а крестьян не привлекать к военной службе, потому что они не умеют воевать, и брать на службу обученных солдат.