Абылай-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, потомок Барак-хана (в 9-м колене).
В 1734 году, после смерти хана Самеке, следующим ханом становится Абилмамбет, а военным лидером — Абылай.
В 1740 году Абилмамбет, Абылай, около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбург и заключили договор о покровительстве Российской империи над Средним жузом. В 1764 году в ставке Абылая имелось представительство губернатора Оренбурга генерал-поручика А. П. Лочинова, известное как посольство Арапова, целью работы которого был сбор информации о внешнеполитическом курсе Абылая и установление военных и торговых отношений между Россией и Казахским ханством.
В 1742 году Абылай, пытавшийся при очередном вторжении отрядов Джунгарского ханства организовать им сопротивление на реке Ишим, потерпел поражение и был захвачен в плен. За год до этого Абылай, командуя отрядом казахского ополчения, нанёс поражение джунгарскому отряду. По легенде, он убил на поединке знатного нойона, родственника хана Галдан-Цэрэна. За время пленения Абылай выучил монгольский язык и, возможно, маньчжурский; был частым гостем у Галдан-Цэрэна, подружился с легендарным впоследствии нойоном Амурсаной.
Весной 1743 года его обменяли. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.
После смерти в 1771 году Абилмамбет-хана власть должен был унаследовать один из его младших братьев или сын Абилпеиз, однако султаны и главы родов на съезде в Бурабае при участии Канай бия избрали ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всех трёх жузов.
В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым, обещая ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности ему. Связи с повстанцами ослабли после ухода Пугачёва в Поволжье. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза.
Абылай-хан оставил после себя 30 сыновей.Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Правнуком Абылая был первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов. Он написал статьи «Аблай», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей Казахского ханства. Чокан оценил эпоху Абылай хана следующим образом: «В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол... Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам.
Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта
Абылай-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, потомок Барак-хана (в 9-м колене).
В 1734 году, после смерти хана Самеке, следующим ханом становится Абилмамбет, а военным лидером — Абылай.
В 1740 году Абилмамбет, Абылай, около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбург и заключили договор о покровительстве Российской империи над Средним жузом. В 1764 году в ставке Абылая имелось представительство губернатора Оренбурга генерал-поручика А. П. Лочинова, известное как посольство Арапова, целью работы которого был сбор информации о внешнеполитическом курсе Абылая и установление военных и торговых отношений между Россией и Казахским ханством.
В 1742 году Абылай, пытавшийся при очередном вторжении отрядов Джунгарского ханства организовать им сопротивление на реке Ишим, потерпел поражение и был захвачен в плен. За год до этого Абылай, командуя отрядом казахского ополчения, нанёс поражение джунгарскому отряду. По легенде, он убил на поединке знатного нойона, родственника хана Галдан-Цэрэна. За время пленения Абылай выучил монгольский язык и, возможно, маньчжурский; был частым гостем у Галдан-Цэрэна, подружился с легендарным впоследствии нойоном Амурсаной.
Весной 1743 года его обменяли. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.
После смерти в 1771 году Абилмамбет-хана власть должен был унаследовать один из его младших братьев или сын Абилпеиз, однако султаны и главы родов на съезде в Бурабае при участии Канай бия избрали ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всех трёх жузов.
В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым, обещая ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности ему. Связи с повстанцами ослабли после ухода Пугачёва в Поволжье. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза.
Абылай-хан оставил после себя 30 сыновей.Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.
Правнуком Абылая был первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов. Он написал статьи «Аблай», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Шуна батыр» и другие, в которых исследует образы богатырей Казахского ханства. Чокан оценил эпоху Абылай хана следующим образом: «В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол... Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам.
Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта