В отличие от полисного гражданства греков, тесно связанного с этнической однородностью организованной в полисы среды, римское гражданство выступало в роли социально-правовой формы, которая с равным успехом могла распространяться как в италийской, так и во внеиталийской среде. Именно римское понятие гражданства породило представление о цивилизации как о культурном городском обществе, противостоявшем варварству, связанному с племенной, сельской жизнью. Столь общее значение гражданства, основанного на таком противопоставлении, было невозможно в греческом обществе, которому в качестве варваров противостояли прежде всего жители ближневосточных городов. Римское гражданство, расставшееся с этнической определенностью своей сущности, приобрело статус устойчивого таксономического показателя (детерминатива) принадлежности к цивилизации вообще. Даже когда Византия обособилась в самостоятельную цивилизацию, сохранилось прежнее обозначение ее жителей – ромеи (римляне).
Римляне называли Траяна лучшим императором. При нём были отменены казни по ложным доносам. А от самих доносчиков Траян избавился так: он приказал построить хилый корабль, посадить туда известных всему Риму доносчиков и предоставить волнам да ветру. Казнь суровая- зато, перестали доносить "просто так". Траян был последним императором завоевателем. При нём была перестроена главная площадь в Риме- Форум и переименовали её в "Форум Траяна". Римские историки писали о годах правления Траяна, как "о самых светлых годах за всю историю Рима", а сам Траян любил говорить: <Я хочу быть таким императором, какого желал бы себе сам, если бы был подчинённым>.
Римские историки писали о годах правления Траяна, как "о самых светлых годах за всю историю Рима", а сам Траян любил говорить: <Я хочу быть таким императором, какого желал бы себе сам, если бы был подчинённым>.