Последняя работа художника – триптих «Поле Куликово». Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое. Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву». Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждёт. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озёра тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой. Правое крыло – «Проводы ополчения». Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно, но чуть позже. В центре – картина «Предстояние». Полотно, законченное за несколько дней до 600-летия Куликовской битвы, 1 сентября 1980 года, называют «триптихом мужества». Малая планета, расположенная между Марсом и Юпитером, названа в честь Юрия Михайловича – «Ракша». Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение. Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие. на переднем плане изображены женщины, старики, дети? Показав их на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву. Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. В первые минуты знакомства с картиной возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ. Прежде всего наше внимание привлекает молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка. Молодая женщина, опустившаяся на траву без сил,вызывает жалость. В её облике столько страдания! В отчаянии она прижала руки к голове). На картине изображена мать-старуха. Она много повидала на своём веку. У неё выплаканы глаза, отсутствующий взгляд, глубокие скорбные морщины у рта. Многих своих сыновей провожала она на битву. Знает: не все вернутся обратно. На картине изображена ещё одна женщина-мать. За спиной боярыни изображена мать с ребёнком на руках. Она крепко прижала сына, словно пытается его от невидимого врага).Седой старик в отчаянии от того, что уже не может держать меч, он поднял свой посох, как бы угрожая врагу. Он молится за сынов своих. Раньше он защищал, а теперь его защищают. Совершенно отличается от других образ женщины, которая молится. Кажется, она молится за всех, а не за конкретного человека.
Организация жизни древних людей менялась на протяжении времени, это было связано с развитием общества и совершенствованием хозяйственной деятельности. Так, самые древние общества представляли собой кровно связанные небольшие группы, места их обитания называют стоянками. Основным занятием мужчин являлась охота и рыболовство, женщины стерегли очаг, собирали грибы и ягоды. Группы людей в те времена селились на огромных расстояниях друг от друга, во-первых из-за малочисленности населения, во-вторых из-за необходимой для одной группы огромной территории для успешной охоты. С освоением земледелия и скотоводства люди стали селиться вместе, это были первые поселения в истории человечества. Люди совместно пахали землю, собирали урожай, смотрели за скотом. Появление ремесленников, разделение труда и товарно-денежные отношения сделали возможным появление городов. Первые города возникли в регионе Ближнего Востока. Одним из первых городов, по мнению ученых, является Иерихон. Люди селились на месте этого города с 9 тысячелетия до нашей эры. Не позднее 7 тысячелетия до нашей эры на месте Иерихона были построены древнейшие городские укрепления. Ремесленники производили товар и продавали его, им более не было необходимо трудиться в поле, чтобы прокормить себя.
Триптих – произведение живописи, состоящее из трёх полотен, объединённых одной темой, составляющих единое целое.
Левое крыло триптиха называется «Благословение на битву».
Возле стен монастыря стоит, опустившись на правое колено, великий князь Дмитрий Иванович, положив руку на сердце и склонив голову перед мудрым старцем Сергием Радонежским. Суровы оба… Знает старик, на что посылает князя-воина, на какое дело благословляет его, знает и князь, что его ждёт. Даже дети понимают, что огромная беда пришла на русскую землю. А вдали – от холма к холму, от леса к лесу – за реки и озёра тянется эта земля, огромная и несчастная, которую надо закрыть собой.
Правое крыло – «Проводы ополчения». Об этом полотне мы поговорим сегодня более подробно, но чуть позже.
В центре – картина «Предстояние».
Полотно, законченное за несколько дней до 600-летия Куликовской битвы, 1 сентября 1980 года, называют «триптихом мужества». Малая планета, расположенная между Марсом и Юпитером, названа в честь Юрия Михайловича – «Ракша».
Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение. Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие. на переднем плане изображены женщины, старики, дети?
Показав их на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву.
Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. В первые минуты знакомства с картиной возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ.
Прежде всего наше внимание привлекает молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка.
Молодая женщина, опустившаяся на траву без сил,вызывает жалость. В её облике столько страдания! В отчаянии она прижала руки к голове).
На картине изображена мать-старуха. Она много повидала на своём веку. У неё выплаканы глаза, отсутствующий взгляд, глубокие скорбные морщины у рта. Многих своих сыновей провожала она на битву. Знает: не все вернутся обратно.
На картине изображена ещё одна женщина-мать. За спиной боярыни изображена мать с ребёнком на руках. Она крепко прижала сына, словно пытается его от невидимого врага).Седой старик в отчаянии от того, что уже не может держать меч, он поднял свой посох, как бы угрожая врагу. Он молится за сынов своих. Раньше он защищал, а теперь его защищают.
Совершенно отличается от других образ женщины, которая молится. Кажется, она молится за всех, а не за конкретного человека.