просвещение — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. тем самым новейшие постулаты надлам старой феодальной организации.идеи просвещения оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно- эпохе. кстати, уро-дувана эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи о-світництва — вольтер и гердер. окончательно закрепила этот термин в науке статья и. канта "что такое просвещение? " (1784 времени эпоха просвещения — это середина xvii — xviii ст. идеи просвещения прорастают сначала в , затем во франции, позже — в германии, италии и в других странах европы. развитие европейской культуры так или иначе проходило под знаком идей просвещения. но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во франции: именно отсюда, несу-ли на себе печать французского гения, идеи просвещения распространились по всей европе.прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи просвещения, остановимся на характерных общих ре-сах и специфических отличиях просвещения в разных странах. характерными чертами просвещения является: 1. стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, "вечной справед-ности", равенства.продолжая начатую на рубеже xvii—xviii вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, просвещение исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с которого можно перевернуть всю систему общин-ского и духовного жизни. провозглашенное просветителями царство разума по своей сущности было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, кот-ра готовила себе идейные основы прихода к власти.однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистской власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.2. движущей силой развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.определяющим моментом культурной жизни эпохи просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном развития человечества в русле общего блага и справедливости. следует отметить, что просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверджения "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противоположность "ложным" идеям старого мира. постулаты просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они основали то социальный подъем, которое завершилось французской буржуазной революцией 1789— 1794 гг 3. они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.4. просветители верили в человека, его разум и высокое призвание этим они продолжали гуманистические традиции эпохи возрождения
предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию евразийского материка. постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. одним из таких племенных объединений и стали славяне. ареал их расселения в центральной и
восточной европе - от одера на западе до днепра на востоке, от на севере до европейских гор (судеты, татры, карпаты) на юге.
в vi-vii вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. основа социальной организации - патриархальная семейная община. государства еще нет, обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей
(князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.
города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла.
древнейшими крупными, хорошо укрепленными были:
ладога на волхове, новгород, псков, киев, полоцк и др.
хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. позднее стало развиваться ремесло.
земледелие являлось главной отраслью хозяйства. основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими . культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.
ремесло отделилось от земледелия в vi - viii вв. н. э. особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.) , скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
главные торговые пути проходили по рекам волхову-ловати-днепру
(путь "из варяг в греки"), волге, дону, оке. товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
быт славян определялся характером их деятельности. они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали времени. обожествление могущественных сил природы
- солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня сварога, бога грозы перуна, обрядах жертвоприношений.
о культуре славянских племен известно немного. дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. в vi-vii вв. возникает письменность. существенной чертой культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений.
просвещение — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего сословия (мещан и крестьян); установление "царства разума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства; ставили целью распространение знаний: дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. тем самым новейшие постулаты надлам старой феодальной организации.идеи просвещения оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно- эпохе. кстати, уро-дувана эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи о-світництва — вольтер и гердер. окончательно закрепила этот термин в науке статья и. канта "что такое просвещение? " (1784 времени эпоха просвещения — это середина xvii — xviii ст. идеи просвещения прорастают сначала в , затем во франции, позже — в германии, италии и в других странах европы. развитие европейской культуры так или иначе проходило под знаком идей просвещения. но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во франции: именно отсюда, несу-ли на себе печать французского гения, идеи просвещения распространились по всей европе.прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи просвещения, остановимся на характерных общих ре-сах и специфических отличиях просвещения в разных странах. характерными чертами просвещения является: 1. стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе разума, "вечной справед-ности", равенства.продолжая начатую на рубеже xvii—xviii вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, просвещение исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедов рычаг", с которого можно перевернуть всю систему общин-ского и духовного жизни. провозглашенное просветителями царство разума по своей сущности было не чем иным, как идеализированным смыслом буржуазии, кот-ра готовила себе идейные основы прихода к власти.однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистской власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.2. движущей силой развития и условием торжества разума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.определяющим моментом культурной жизни эпохи просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном развития человечества в русле общего блага и справедливости. следует отметить, что просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверджения "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противоположность "ложным" идеям старого мира. постулаты просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они основали то социальный подъем, которое завершилось французской буржуазной революцией 1789— 1794 гг 3. они стремились расковать умы людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению.4. просветители верили в человека, его разум и высокое призвание этим они продолжали гуманистические традиции эпохи возрождения
предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию евразийского материка. постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. одним из таких племенных объединений и стали славяне. ареал их расселения в центральной и
восточной европе - от одера на западе до днепра на востоке, от на севере до европейских гор (судеты, татры, карпаты) на юге.
в vi-vii вв. славяне находились на последней стадии развития общинно- родового строя. основа социальной организации - патриархальная семейная община. государства еще нет, обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей
(князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением.
города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла.
древнейшими крупными, хорошо укрепленными были:
ладога на волхове, новгород, псков, киев, полоцк и др.
хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. позднее стало развиваться ремесло.
земледелие являлось главной отраслью хозяйства. основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими . культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.
ремесло отделилось от земледелия в vi - viii вв. н. э. особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.) , скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
главные торговые пути проходили по рекам волхову-ловати-днепру
(путь "из варяг в греки"), волге, дону, оке. товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.
быт славян определялся характером их деятельности. они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали времени. обожествление могущественных сил природы
- солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня сварога, бога грозы перуна, обрядах жертвоприношений.
о культуре славянских племен известно немного. дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. в vi-vii вв. возникает письменность. существенной чертой культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений.