Особенностью Новгородской культуры была её простота и доступность. Она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения.
Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.
Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.
Троянский конь — огромный деревянный конь сооруженный ахейцами по совету Одиссея на десятом году Троянской войны. Внутри построенного Эпеем коня спряталось несколько героев, а ахейское войско, погрузившись на корабли, отплыли к острову Тендос. Троянцы решили, что осада с Трои снята и, поверив словам лазутчика Синона о том, что Троянский конь оставлен ахейцами для того, чтобы умилостивить Афину, и что обладание конем сделает Трою неприступной, перенесли коня в город, разрушив при этом часть крепостной стены. Напрасно жрец Лаокоон убеждал троянцев, что этого не следует делать. Ночью из чрева коня вышли воины-ахейцы и открыли городские ворота вернувшемуся под покровом темноты войску. Троя была взята и разрушена.
Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» , цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь» , употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.
Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.
Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.
Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» , цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь» , употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.