Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года с вероломного нападения Германии, в которой пришли к власти национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером, на западные границы Союза Советских Социалистических Республик. Эта война была самой жестокой и кровопролитной в человеческой истории, и она сразу приняла для советских людей всенародный характер, поскольку поражение в ней привело бы к потере всех надежд на достойную жизнь и счастливое будущее.
На территории Казахстана не происходило боевых действий, но казахстанцы активно участвовали и в войне, и в обеспечении Советской Армии всем необходимым для разгрома врага.
Следует отметить, что как часть СССР, Казахстан располагал значительными ресурсами, в первую очередь, человеческими, для участия в войне. Напомним, за сравнительно короткие, по историческим меркам, сроки в нашей республике был значительно повышен уровень образования, началась широкомасштабная индустриализация, велась активная работа по воспитанию людей в духе советского патриотизм и интернационализма. В 1916 году, когда царская Россия участвовала в Первой мировой войне, коренное население республики, в целом, считалось непригодным для военной службы, и казахов брали только на тыловые работы. Но уже с середины 1930-х годов казахи служили, как и представители всех других народов страны, во всех родах войск, включая элитные.
Символично, что казахстанские воины проявили свое мужество уже в первые часы войны - в обороне Брестской крепости участвовали тысячи наших - земляков. Назовем лишь некоторые имена: К. Семенченко, ставший первым казахстанцем - Героем Советского Союза, Р.Хабибулин, А.Байжигитов, Г.Жуматов, В. Фурсов. Так же символично, что в самом конце войны, 30 апреля 1945 года лейтенант Рахимжан Кошкарбаев, вместе с рядовым Григорием Булатовым, водрузил советский флаг на фасаде здания германского парламента - Рейхстага.
С началом войны сотни тысяч казахстанцев изъявили желание добровольно отправиться на фронт. Всего за годы Великой Отечественной войны в Казахстане были сформированы 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 бригад, 50 полков. Среди особо отличившихся на фронте были 8-я, 20-я, 73-я гвардейские и 387-я стрелковая дивизии. В общей сложности, по самым последним данным, из Казахстана было мобилизовано 1 196 164 казахстанца - около 20 процентов от всего населения республики, достигавшего перед войной 6,5 миллиона человек. Из них на фронтах погибли 601 939 человек - 12 процентов общей численности населения.
Воины-казахстанцы храбро сражались на всех фронтах. В битве за Москву отличилась легендарная 8-я Гвардейская Панфиловская дивизия, сформированная в Алма-Ате. Всем известен подвиг 28 героев-панфиловцев. В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали две дивизии из Казахстана, а всего под Ленинградом воевала треть казахстанских формирований. В боях за Сталинград участвовали дивизии и батальоны, сформированные в Казахстане. Солдаты из Казахстана освобождали республики Прибалтики, Украину, Польшу, Белоруссию. Кроме того, казахстанцы участвовали в партизанском движении на территории СССР и в движении Сопротивления, в европейских странах.
Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм, при этом обе концепции как отдельные существуют только в постсоветских странах. За рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства, и поэтому ненаучными. Работы зарубежных учёных иногда некорректно называют «антинорманистскими», если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.[1][2][3][4][5]
ветеранах.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года с вероломного нападения Германии, в которой пришли к власти национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером, на западные границы Союза Советских Социалистических Республик. Эта война была самой жестокой и кровопролитной в человеческой истории, и она сразу приняла для советских людей всенародный характер, поскольку поражение в ней привело бы к потере всех надежд на достойную жизнь и счастливое будущее.
На территории Казахстана не происходило боевых действий, но казахстанцы активно участвовали и в войне, и в обеспечении Советской Армии всем необходимым для разгрома врага.
Следует отметить, что как часть СССР, Казахстан располагал значительными ресурсами, в первую очередь, человеческими, для участия в войне. Напомним, за сравнительно короткие, по историческим меркам, сроки в нашей республике был значительно повышен уровень образования, началась широкомасштабная индустриализация, велась активная работа по воспитанию людей в духе советского патриотизм и интернационализма. В 1916 году, когда царская Россия участвовала в Первой мировой войне, коренное население республики, в целом, считалось непригодным для военной службы, и казахов брали только на тыловые работы. Но уже с середины 1930-х годов казахи служили, как и представители всех других народов страны, во всех родах войск, включая элитные.
Символично, что казахстанские воины проявили свое мужество уже в первые часы войны - в обороне Брестской крепости участвовали тысячи наших - земляков. Назовем лишь некоторые имена: К. Семенченко, ставший первым казахстанцем - Героем Советского Союза, Р.Хабибулин, А.Байжигитов, Г.Жуматов, В. Фурсов. Так же символично, что в самом конце войны, 30 апреля 1945 года лейтенант Рахимжан Кошкарбаев, вместе с рядовым Григорием Булатовым, водрузил советский флаг на фасаде здания германского парламента - Рейхстага.
С началом войны сотни тысяч казахстанцев изъявили желание добровольно отправиться на фронт. Всего за годы Великой Отечественной войны в Казахстане были сформированы 12 стрелковых, 4 кавалерийских дивизий, 7 бригад, 50 полков. Среди особо отличившихся на фронте были 8-я, 20-я, 73-я гвардейские и 387-я стрелковая дивизии. В общей сложности, по самым последним данным, из Казахстана было мобилизовано 1 196 164 казахстанца - около 20 процентов от всего населения республики, достигавшего перед войной 6,5 миллиона человек. Из них на фронтах погибли 601 939 человек - 12 процентов общей численности населения.
Воины-казахстанцы храбро сражались на всех фронтах. В битве за Москву отличилась легендарная 8-я Гвардейская Панфиловская дивизия, сформированная в Алма-Ате. Всем известен подвиг 28 героев-панфиловцев. В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали две дивизии из Казахстана, а всего под Ленинградом воевала треть казахстанских формирований. В боях за Сталинград участвовали дивизии и батальоны, сформированные в Казахстане. Солдаты из Казахстана освобождали республики Прибалтики, Украину, Польшу, Белоруссию. Кроме того, казахстанцы участвовали в партизанском движении на территории СССР и в движении Сопротивления, в европейских странах.
Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
В российской и советской историографии норманизму традиционно противопоставляется антинорманизм, при этом обе концепции как отдельные существуют только в постсоветских странах. За рубежом обе считаются политизированными, в той или иной степени отрицающими полиэтническое происхождение и взаимовлияние культур славян, тюрок, алан, финно-угров, скандинавов, других этносов времени становления Древнерусского государства, и поэтому ненаучными. Работы зарубежных учёных иногда некорректно называют «антинорманистскими», если они подтверждают отдельные тезисы антинорманистов.[1][2][3][4][5]