После смерти ивана грозного россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий — смутное время. в 1613 г. после неоднократных попыток общества преодолеть смуту на престоле оказались бояре романовы. заслуга бояр романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгоистическими интересами понимания общенациональных . они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы россии и решить их. в эпоху правления первых романовых произошли такие важные события, как принятие первого печатного законника россии (соборное уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение украины и россии. усилиям михаила федоровича и алексея михайловича романовых, к концу хvii в. россия достигла политической стабильности, определённого благосостояния. первые романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в россии — династии романовых. к правлению первых романовым относят периоды правления михаила фёдоровича (1613-1645 гг.) и его сына алексея михайловича (1645-1676
Конец XVII в. – идеи либерализма (лат. liberalism – «свободный») появляются в трактатах Джона Локка («Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости»). Они легли в основу философии Просвещения XVIII века и были направлены против феодализма и абсолютизма. Основные положения идеологии либерализма были оформлены в XIX веке.
Основополагающие идеи и ценности либерализма:
Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.
Основополагающие идеи и ценности консерватизма:
Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.
Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.
Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.
Основополагающие идеи и ценности либерализма:
Идея абсолютной ценности человеческой личности и изначального (по рождению) равенства всех людей.
Свобода личности. Свобода, ограниченная рамками закона, то есть не угрожающая свободе других.
Индивидуализм. Отдельный человек ценится больше, чем группа или сообщество. Индивид рассматривается как самоцель и движущая сила общества, а государство – средство для достижения индивидом цели.
Равенство. Речь идет о равенстве возможностей, на основании которых каждый добивается разных результатов в зависимости от способностей и трудолюбия.
Признание определенных неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу слова, печати, собраний и т.п.). Приверженность демократии, парламентаризму и идее правового государства. Идея государства – «ночного сторожа», главные функции которого охрана порядка и защита от внешней опасности.
Толерантность. Идея толерантности предполагает наличие плюрализма – политического и культурного разнообразия в рамках единого общества.
В экономике либерализм отстаивает идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
Конец XVIII в. – появление консерватизма (от лат. conservare – «охранять», «сохранять»). Консерваторы выступали за сохранение существующих, исторически сложившихся форм общественной жизни.
Основополагающие идеи и ценности консерватизма:
Ориентация на традицию. Мудрость прошлого выражена и сохранена в религии, семье, морали. Опираясь на свой разум, человек обречен на ошибку, поэтому он должен опираться на традицию и опыт.
Прагматизм. Ориентация на опыт и практические обстоятельства.
Иерархия и неравенство. Консерваторы выступали за сохранение сословных различий.
Авторитет власти. Власть должна исходить сверху и иметь непререкаемый авторитет.
Первая половина XIX в. – появление критического утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Теории трех основных представителей утопического социализма объединяет критическое отношение к современному им обществу и мечты о его переустройстве на более справедливых началах. Критическое отношение к обществу было вызвано тяжелым положением рабочих в первой половине XIX в.: рабочий день длился от 12 до 16 часов, жили они в очень плохих условиях, часто недоедали.
Сенсимонизм. Анри Сен-Симон считал, что современное ему общество делится на праздных собственников и трудящихся индустриалов, которые составляют большую часть населения. Он считал, что необходим контроль над собственностью со стороны общества. Усовершенствование общества, по Сен-Симону, возможно путем проведения реформ и нравственного воспитания. По его мнению, именно христианская мораль может повлиять на собственников и их отношение к рабочим.
Шарль Фурье. Предлагал усовершенствование общества путем создания фаланг – объединений тружеников. В них должны были отсутствовать наемный труд и заработная плата. Доходы в них предполагалось перераспределять таким образом, чтобы гарантировать всем прожиточный минимум при сохранении имущественного неравенства (которое обусловлено величиной вложенного каждым труда).
Роберт Оуэн. Разрабатывал планы переустройства общества на основе отмены денег и замены частной собственности общественной. Выступал за улучшение условий труда и быта рабочих.