Присоединение Прибалтики к СССР (в странах Балтии и многих других эти события и последующий период нахождения этих стран в составе СССР называются Сoветской оккупацией)[1][2][3][4][5][6] — включение независимых прибалтийских государств — Эстонии, Латвии и Литвы — в состав СССР, ставшее следствием подписания СССР и нацистской Германией в августе 1939 года договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе, секретные протоколы которых зафиксировали разграничение сфер интересов этих двух держав в Восточной Европе[7][8][9][10][11][12][13][14].
В новейшей зарубежной историографии действия СССР оцениваются как оккупация с последующей аннексией[15][16][17][18][19][20][21][22][23][24]. Автором этой концепции является Борис Мейснер, директор Института Германии и Восточной Европы в Геттингене, в пору, когда он работал при канцлере ФРГ Аденауэре и в германском МИДе возглавлял отдел СССР[25].
Совет Европы в своих резолюциях охарактеризовал процесс вхождения прибалтийских государств в состав СССР как оккупацию, насильственное включение [в состав страны] и аннексию[26]. В 1983 году Европейский парламент осудил его как оккупацию, и в дальнейшем (2007) использовал в этом отношении такие понятия как «оккупация» и «незаконная инкорпорация»[27][28][29].
Текст преамбулы Договора об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой 1991 года[30] содержит строки: «относя к события и действия, которые препятствовали полной и свободной реализации каждой Высокой Договаривающейся Стороной своего государственного суверенитета, будучи уверенными, что устранение Союзом ССР нарушающих суверенитет Литвы последствий аннексии 1940 года создаст дополнительные условия доверия между Высокими Договаривающимися Сторонами и их народами».
Несмотря на то, что РСФСР в 1991 признала действия 1940 года как аннексию суверенных государств[31], официальная позиция МИД России заключается в том, что присоединение стран Прибалтики к СССР не противоречило нормам международного права по состоянию на 1940 год, а также что вхождение этих стран в состав СССР получило официальное международное признание. Эта позиция основывается на признании де-факто целостности границ СССР на июнь 1941 года на Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской конференциях (1945 г.) государствами-участниками, а также на признании в 1975 году нерушимости европейских границ участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Подлинный расцвет города и Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода III «Большое гнездо» . Сильная княжеская власть, складывавшаяся здесь, опиралась на нарождающееся дворянство - «молодшую дружину» , а также на торгово-ремесленное население Владимира и других городов.
На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.
В центре города воздвигается Успенский собор (1158-1160), который должен был стать не только главным храмом владимирской епископии, но и оплотом независимой от киевских духовных властей митрополии. Строительство собора было следствием стремлений Андрея Боголюбского сделать г. Владимир «главой всем» , т. е. политическим центром феодальной Руси. Здесь хранилась и главная реликвия Владимирской земли - икона Богоматери, привезенная князем Андреем из Вышгорода.
Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.
В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Боголюбово
Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это - поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…
Андрей Боголюбский пал жертвой боярского заговора 1174 году. Его преемник, князь Всеволод III «Большое гнездо» , (1176-1212) продолжал политику своего брата. В это время происходит дальнейший рост политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире и других городах продолжается белокаменное строительство.
В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены.. .
Культура Владимиро-Суздальского княжества представлена, как известно, и произведениями живописи, и памятниками литературы, и высоко развитым ювелирным искусством
Присоединение Прибалтики к СССР (в странах Балтии и многих других эти события и последующий период нахождения этих стран в составе СССР называются Сoветской оккупацией)[1][2][3][4][5][6] — включение независимых прибалтийских государств — Эстонии, Латвии и Литвы — в состав СССР, ставшее следствием подписания СССР и нацистской Германией в августе 1939 года договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе, секретные протоколы которых зафиксировали разграничение сфер интересов этих двух держав в Восточной Европе[7][8][9][10][11][12][13][14].
В новейшей зарубежной историографии действия СССР оцениваются как оккупация с последующей аннексией[15][16][17][18][19][20][21][22][23][24]. Автором этой концепции является Борис Мейснер, директор Института Германии и Восточной Европы в Геттингене, в пору, когда он работал при канцлере ФРГ Аденауэре и в германском МИДе возглавлял отдел СССР[25].
Совет Европы в своих резолюциях охарактеризовал процесс вхождения прибалтийских государств в состав СССР как оккупацию, насильственное включение [в состав страны] и аннексию[26]. В 1983 году Европейский парламент осудил его как оккупацию, и в дальнейшем (2007) использовал в этом отношении такие понятия как «оккупация» и «незаконная инкорпорация»[27][28][29].
Текст преамбулы Договора об основах межгосударственных отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Литовской Республикой 1991 года[30] содержит строки: «относя к события и действия, которые препятствовали полной и свободной реализации каждой Высокой Договаривающейся Стороной своего государственного суверенитета, будучи уверенными, что устранение Союзом ССР нарушающих суверенитет Литвы последствий аннексии 1940 года создаст дополнительные условия доверия между Высокими Договаривающимися Сторонами и их народами».
Несмотря на то, что РСФСР в 1991 признала действия 1940 года как аннексию суверенных государств[31], официальная позиция МИД России заключается в том, что присоединение стран Прибалтики к СССР не противоречило нормам международного права по состоянию на 1940 год, а также что вхождение этих стран в состав СССР получило официальное международное признание. Эта позиция основывается на признании де-факто целостности границ СССР на июнь 1941 года на Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской конференциях (1945 г.) государствами-участниками, а также на признании в 1975 году нерушимости европейских границ участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Подлинный расцвет города и Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода III «Большое гнездо» . Сильная княжеская власть, складывавшаяся здесь, опиралась на нарождающееся дворянство - «молодшую дружину» , а также на торгово-ремесленное население Владимира и других городов.
На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.
В центре города воздвигается Успенский собор (1158-1160), который должен был стать не только главным храмом владимирской епископии, но и оплотом независимой от киевских духовных властей митрополии. Строительство собора было следствием стремлений Андрея Боголюбского сделать г. Владимир «главой всем» , т. е. политическим центром феодальной Руси. Здесь хранилась и главная реликвия Владимирской земли - икона Богоматери, привезенная князем Андреем из Вышгорода.
Красота и величие Успенского собора, богатство его внешнего и внутреннего убранства поражали современников и должны были внушать им мысль о силе утверждавшейся княжеской власти.
В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения. Боголюбово
Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это - поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…
Андрей Боголюбский пал жертвой боярского заговора 1174 году. Его преемник, князь Всеволод III «Большое гнездо» , (1176-1212) продолжал политику своего брата. В это время происходит дальнейший рост политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире и других городах продолжается белокаменное строительство.
В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены.. .
Культура Владимиро-Суздальского княжества представлена, как известно, и произведениями живописи, и памятниками литературы, и высоко развитым ювелирным искусством